Лицензия на перевозку мусора в 2023 году

23.12.2022 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на перевозку мусора в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ГОСТе Р 56222-2014 дается определение понятия «отходы», под которым следует понимать вещество или предмет, от которого его владелец намерен, должен, или уже избавился, вследствие утраты ими потребительских свойств.

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

  • Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
  • В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
  • В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
  • Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
  • Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.

Кому нужна лицензия на отходы?

Лицензию на обращение с отходами необходимо оформить предприятиям, которые планируют осуществлять такие работы:

  • Сбор. Прием мусора для дальнейшего вывоза, переработки, уничтожения.

  • Транспортировка. Перевозка мусора, в том числе трансграничное перемещение. Лицензия на перевозку отходов не нужна, если они перемещаются по территории ИП или юр.лица.

  • Обработка. Осуществление операций, приводящих к изменению состояния мусора: сортировка, очищение, измельчение, дробление, прессование.

  • Обезвреживание. Снижение или полное устранение опасности в мусоре – обработка паром, дезинфекция, ультразвуковая и УФ-обработка, сжигание, трансформация в удобрение. Обязательному обезвреживанию подлежат инфицированные, токсичные, пожароопасные, медицинские (кроме 1 класса), твердые и жидкие бытовые отходы.

  • Утилизация. Проведение любых технологических работ, которые готовят отходы к вторичному использованию или полному уничтожению. Например, лицензия на утилизацию отходов необходима предприятиям, которые занимаются подготовкой стекла, металла, пластмассы к изготовлению новых изделий из этих материалов.

  • Размещение. Накопление, хранение, захоронение мусора на специализированных полигонах. Процесс накопления не требует лицензирования, если отходы хранятся на предприятии не более 11 месяцев.

Срок получения лицензии на опасные отходы

Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии зависит от вида деятельности и количества выбранных циклов:

  • для работ по сбору отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по транспортированию отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по обработке отходов — не более 25 рабочих дней;
  • для работ по обезвреживанию отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по утилизации отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по размещению отходов — не более 40 рабочих дней;
  • для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заявленных одновременно, — не более 45 рабочих дней.

Если соискателем лицензии направляется заявление об осуществлении 2 и более видов работ — срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов заявленных работ.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий — не более 30 рабочих дней.

Если проведение выездной оценки при принятии решений о предоставлении лицензии, об отказе в ее предоставлении или о внесении изменений в реестр лицензий не требуется — сроки сокращаются до 15 рабочих дней.

Читайте также:  Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии при аресте счета

Лицензия на деятельность по обращению с отходами

Многие соискатели задаются вопросом, для каких видов деятельности с отходами нужна лицензия? Ответим, что специальную лицензию необходимо получить для выполнения следующих видов работ:

  1. Сбор отходов IIV класса опасности — деятельность по приему отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (лицензия на деятельность по сбору отходов 1–4 класса опасности);
  2. Транспортирование отходов IIV класса опасности — перемещение отходов с помощью транспортных средств (лицензия на транспортировку отходов 1–4 класса опасности);
  3. Обработка отходов IIV класса опасности — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (лицензия на обработку отходов);
  4. Утилизация отходов IIV класса опасности — использование отходов для производства товаров (лицензия на деятельность по утилизации (использованию) отходов 1–4 класса опасности), включая:
    • повторное применение отходов (в том числе повторное применение отходов по прямому назначению — рециклинг),
    • их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации),
    • а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  5. Обезвреживание отходов IIV класса опасности — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание или обеззараживание на специальных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов);
  6. Размещение отходов IIV класса опасности (лицензия на размещение отходов):
    • хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
    • захоронение — процесс изоляции отходов, не подлежащих утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Таким образом, для обращения с опасными отходами, то есть для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения — нужно получить лицензию.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

На какие виды деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности выдают лицензии в 2022 году

Обращаем ваше внимание, что «01» января 2018 году вступили в силу поправки в ФЗ № 89, внёсшие новые определения некоторых понятий, что существенно повлияло на состав видов работ, выполняемых при включении каждого пункта в бланк лицензии Росприроднадзора. По этой причине мы приводим не только перечень видов лицензируемой деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности, но и их законные определения.

  1. Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Данное определение ограничило число лиц, имеющих право на его включение в лицензию.
  2. Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
  3. Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации. Данный пункт включает сортировку, разборку и очистку.
  4. Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  5. Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. При это если процесс сжигания происходит для выработки тепла, то деятельность не относится в категории обезвреживания отходов.
  6. Размещение отходов — хранение и захоронение отходов. Захоронение отходов возможно на срок не превышающий 11 месяцев.

Способы удаления примесей

Современная схема очистки сточных вод дает возможность полностью удалить все вредные и токсичные компоненты, для чего используются физические, химические и биологические средства. Процесс очистки сточных вод включает несколько стадий:

  • Удаление твердых крупных примесей. Жидкие отходы попадают в специальные резервуары — отстойники, после чего проходят многоступенчатую фильтрацию. На этой стадии используются различные методы очистки сточных вод: деэмульгация позволяет удалить нефтепродукты, также применяется флотация и коагуляция. Первичная механическая очистка сточных вод дает возможность подготовить их к дальнейшей обработке.
  • Химическое обезвреживание стоков с помощью реагентов. Это позволяет убрать различные соли и прочие примеси. Если жидкость содержит большое количество органических примесей, применяется биологическая очистка сточных вод.
  • Итоговая стадия — глубокое очищение с использованием сорбентов и обратного осмоса. Современные системы очистки сточных вод позволят сделать их пригодными для повторного использования.
Читайте также:  Справка об окончании автошколы срок действия в 2023 году

Процедура лицензирования по вывозу, транспортировке или утилизации ТБО является достаточно трудоемким процессом. В первую очередь речь идет про следующие ключевые стадии:

  • Получение санитарного заключения Роспотребнадзора, которое изначально оформляется для используемых зданий и помещений.
  • Оформление документации, характеризующее используемые виды отходов.
  • Разработка системы контроля на производстве.
  • При необходимости прохождение курсов повышения квалификации или профпереподготовки для сотрудников организации, квалификация которых не соответствует действующим требованиям контролирующих госорганов.
  • В зависимости от вида лицензируемой деятельности осуществляется экологическая экспертиза.
  • Сбор и подготовка необходимых документов для оформления лицензионного дела и подачи всей документация в Росприроднадзор.
  • Проверка документации и принятие решения контролирующей инстанции. При положительном исходе выдача лицензии на ТБО. Также обязательно осуществляется внесение всей соответствующей информации в реестр лицензий.

Мы гарантируем получение лицензии TБО без рисков и в кратчайшие сроки. Воспользоваться услугами нашей компании очень просто – достаточно связаться с нами при помощи формы связи на сайте или по телефону. Наши специалисты ответят на все интересующие вас вопросы.

Даны разъяснения по вопросу нормирования, паспортизации и лицензирования деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и биологическими отходами.

Согласно Закону об отходах производства и потребления на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности требуется лицензия. Порядок лицензирования установлен Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими отходами и отходами ЛПУ регулируются иным законодательством.

Отмечено, что в настоящий момент понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» не установлено. Законодательство содержит понятие «медицинские отходы». К ним относятся все виды отходов (в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические), образующихся в процессе медицинской, фармацевтической деятельности, производства лекарственных средств и медицинских изделий. Классификацию, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливает Минздрав России.

Также есть понятие «биологические отходы». Это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения; отходы биотехнологической промышленности.

Росприроднадзор считает, что на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими отходами и отходами ЛПУ не распространяются законы об отходах производства и потребления и о лицензировании отдельных видов деятельности. Выдача разрешительной документации на указанную деятельность в соответствии с названными актами неправомерна. Аналогичной позиции придерживается и Минприроды России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кто может получить лицензию

Лицензия выдается как юридическим, так и физическим лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следует помнить, что срок, в течение которого рассматривается заявление о предоставлении права утилизации твердых бытовых отходов, может составлять несколько недель и даже месяцев. При этом в ходе рассмотрения заявки допускаются процедуры проверки штата организации на соответствие всем заявленным требованиям и нормам.

Кроме того, лицензия на ТБО обязывает предоставить учредительный договор компании, а также свидетельство о внесении любых изменений в учредительные документы, составленные и зарегистрированные в установленном порядке. Также необходимо свидетельство о регистрации, постановке на учет в качестве юридического лица и коды Госкомстата. Кроме того, для лицензирования деятельности с твердыми бытовыми отходами необходимо предоставить справки, подтверждающие уплату в полном размере лицензионного сбора за рассмотрение и изучение заявки.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Читайте также:  Учет полученного займа и процентов

Каким требованиям должны соответствовать транспортные средства

Минприроды России даны рекомендации Росприроднадзору при проверке соответствия соискателей лицензий и лицензиатов требованиям подпункта «в» пункта 3 Положения обращать внимание соискателей и лицензиатов на необходимость соблюдения следующих требований нормативных правовых актов и положений ГОСТ:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
  • приказ Минтранса России от 08.08.1995 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;
  • приказ Минтранса России от 04.07.2011 № 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»;
  • приказ Минтранса России от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации»;
  • протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 5.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (COJIAC-74));
  • ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Изменения в законодательстве страны предусматривают бессрочное действие полученного разрешения. Однако при изменении вида работ, которые проводит организация, смене адреса компании либо иных перемен, предусмотренных правовыми нормами, допуск переоформляется. Перечень обстоятельств, когда такие действия необходимы, указан в ст. 18 ФЗ №99 и 77 пункте Положения Правительства №1062.

При технических изменениях адреса и реквизитов фирмы получение нового СЭЗ не требуется. Однако смена оснащения компании, технологий переработки либо иных аналогичных обстоятельств нуждается в повторном прохождении санитарной экспертизы. Желание переоформить допуск нуждается в повторном сборе указанного выше пакета, включающего происшедшие перемены.

Порядок расторжения соглашения 2021 года

В ст. 30 ЖК РФ, регламентируется обязанность владельцев зданий соблюдать необходимое санитарное состояние на прилегающих территориях, путем обеспечения вывоза мусора при помощи оператора, обладающего лицензией по занятию такой деятельностью. Хорошо, если в районе существует несколько таких операторов. В этом варианте, можно заключить договор с одним оператором, и, если он плохо выполняет свои обязательства, то можно прекратить с ним договорные отношения и заключить договор с другим оператором.
А вот, если в районе действует лишь один РО – разорвать с ним отношения практически невозможно.

Обычно, договор с РО заключается срочным. При оформлении договора с региональным оператором необходимо непременно включить раздел, предусматривающий условия прекращения взаимоотношений.

Обычно, в типовых договорах, для расторжения договора предусматривается подача письма о таком намерении за 30 дней до завершения срока действия контракта, с отображением причин.

Законодательными нормами предоставлено право РО для рассмотрения такого заявления и принятия по нему решения. Если оператор придет к выводу, что намерение о разрыве договорных взаимоотношений является неправомерным, то заказчику направляется отказ в разрыве договора.

Работа в других регионах

Территориальный вопрос деятельности зависит от того, какой именно орган выдавал лицензию. Если разрешение было получено в федеральных отделениях, предприниматель имеет право собирать, вывозить и перерабатывать мусор на территории всей страны.
Если лицензия на вывоз отходов была получена в региональных органах власти, предпринимателю необходимо создать письменное уведомление о том, что он планирует осуществлять свою деятельность за пределами региона, где зарегистрирован. Этот документ направляется в органы лицензирования того региона, где планируется проведение работ.

В этом уведомлении обязательно указываются:

  1. Название и юридический адрес фирмы по вывозу ТБО.
  2. Организационно-правовая форма юридического лица.
  3. Сведения о регистрации юридического лица в едином реестре.
  4. Персональные данные ИП.
  5. Сведения о регистрации ИП и внесении в единый реестр.

К отправляемому заявлению обязательно прилагается заверенная копия лицензии. Проверить наличие у физического или юридического лица разрешения можно в специальном реестре учета выданных лицензий.

Обязательность лицензирования

До середины 2021 года лицензирование транспортировки отходов не требовалась. Законодатели вернулись к 2013 году, когда в сфере обращения с отходами произошли некоторые упрощения и послабления законов.

Но либерализация не дала позитивного результата, поэтому сегодня лицензирование деятельности по вывозу и другой деятельности с отходами с 1, 2, 3 и 4-го классов опасности обязательно.

Обязательность лицензирования сбора и транспортирования данного сырья обусловлена законом №99- ФЗ. Больше о лицензировании сбора мы рассказывали тут.

Заказчик или потребитель услуг имеет право потребовать от перевозчика всю информацию о лицензии:

  • номер;
  • срок действия;
  • данные об органе, выдавшем документ.

Отсутствие лицензии является нарушением закона.


Похожие записи: