Процессуальное положение прокурора следователя потерпевшего

27.12.2022 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальное положение прокурора следователя потерпевшего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.

Иные участники уголовного судопроизводства

В УПК названы пять таких участников — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В отличие от других категорий участников уголовного судопроизводства, они не являются сторонами, не наделены никакими властными полномочиями и не имеют по делу ни собственного, ни представляемого интереса. Напротив, незаинтересованность в исходе дела является для них (кроме свидетеля) обязательным условием привлечения к участию в деле.

Процессуальное положение прокурора

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

  • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
  • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
  • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальное положение прокурора

Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

  • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
  • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
  • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальное положение потерпевшего

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

В случае смерти потерпевшего, к иным лицам, например, работникам органов социальной защиты населения, представителям администраций муниципальных образований, права потерпевших переходить не могут.

Право на реабилитацию включает в себя: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищ–ных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК).

Вопрос 409. Виды проверки судебных решений, не вступивших в законную силу, в уголовном судопроизводстве: понятие, значение, требования, предъявляемые к жалобам.
Современная система уголовного судопроизводства берет свое начало с 1864 года с принятием знаменитых судебных уставов, в том числе и Устава уголовного судопроизводства. Практически единогласно в ученом сообществе признано, что указанный нормативный акт является величайшим достижением и во многом до сих пор непревзойденным. Устав передал функцию предварительного следствия от полиции суду.

Прокурор и его правовой статус в уголовном процессе.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Читайте также:  Сколько времени человек может находиться без прописки после выписки в 2023 году

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Процессуальное положение потерпевшего

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Уголовное преследование в суде как осуществление надзорной функции прокурором

В отечественной юридической науке вопрос о полномочиях прокурора, направлении его деятельности в ходе уголовного судопроизводства обсуждается на протяжении более 140 лет, причем окончательная точка в нем до сих пор не поставлена.

Своеобразным импульсом к возрождению споров о процессуальном положении прокурора в судебном заседании послужило постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 г., которым было восстановлено право прокурора на принесение надзорного представления на состоявшееся по делу решение суда по основаниям, ухудшающим положение осужденного1.

Споры эти связаны не столько с механизмом осуществления указанного надзора (он до конца не отработан), а, скорее, с самим представлением о возможности осуществления прокурором надзора в ходе и досудебного, и судебного производства по уголовному делу.

Так, еще А.Ф. Кони говорил о прокурорском надзоре, имеющем на суде особую власть — обвинительную .

Или, скажем, М.С. Строгович, утверждавший, что прокурор «не надзирает за судом, а участвует в деятельности суда в установленных законом формах» . Впоследствии М.С. Строгович изменил свою точку зрения, признав, что «прокурор, выступающий в суде в качестве обвинителя, продолжает сохранять свои функции надзора за законностью»2.

Можно предположить, что трудности в определении процессуального положения прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу в значительной мере объясняются еще и отсутствием устойчивости по этому вопросу в законодательных решениях.

Так, если проследить в самых общих чертах тенденции развития российского законодательства, то в них просматривается сначала переход от надзора к обвинению (на рубеже судебной реформы 1864 г.), затем в послереволюционный период — постепенное усиление идеи надзора, а в 1992 г. в рамках новой судебной реформы — возврат к функции обвинения.

Судебная реформа 1864 г. ознаменовала собой поворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, «ока государства» к функции обвинительной власти — «обличения обвиняемых перед судом».

После «слома» в 1917 г. прежней судебной власти перед вновь образованной в 1922 г. прокуратурой в качестве одной из основных задач (первой в перечне) поставлено, «осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц»1.

Что же касается полномочий прокуратуры в области судебной деятельности, то формулировались они по-разному.

Если в Положении 1922 г. указывалось только поддержание обвинения на суде, то в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1924 г. , к нему добавилось опротестование судебных решений, а в Положении о прокуратуре Союза ССР, утвержденном 17 декабря 1933 г.3, появилось уже и наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями. Правда, в качестве способов такого наблюдения в положении указывались истребование дел, опротестование судебных решений с приостановлением их исполнения. Поэтому в суде первой инстанции поддержание государственного обвинения по-прежнему оставалось единственной функцией прокурора.

Читайте также:  На каком счете учитываются бензин

Не изменило этого и Положение о прокурорском надзоре в СССР, принятое 24 мая 1955 г.4, в котором полномочия прокуратуры по отношению к суду были определены как надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений. Наконец, в Положении о военной прокуратуре (14 декабря 1966 г.)5, а затем в Законе о прокуратуре СССР (30 ноября 1979 г.)6 указывалось, что прокуроры «осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах», т. е. в процессе судебного разбирательства.

Отвлекаясь от некоторых нюансов позиций по данной дискуссионной проблеме, существующих в науке уголовно-процессуального права на сегодняшний день, общий их смысл можно свести к следующему.

Одни авторы считают, что прокурор участвует в уголовном судопроизводстве с одной единственной целью — поддерживать государственное обвинение в суде7.

Сторонниками данной точки зрения особо подчеркивается, что «ни закон, ни ведомственные нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ не дают оснований для вывода о том, что прокурор осуществляет надзор за соблюдением судами законов при рассмотрении ими уголовных дел. Выступая в качестве обвинителя, прокурор занимает положение стороны в уголовном процессе. Его полномочия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Они, по существу, равны правам защитника в судебном разбирательстве»1.

В развитие указанной точки зрения авторы ссылаются на ст. 37 УПК РФ, согласно которой деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве определяется законодателем как уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. При этом в ходе судебного производства по уголовному делу, в соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ, прокурор поддерживает государственное обвинение2.

Другие авторы придерживаются мнения о том, что участие прокурора в уголовном судопроизводстве должно целиком сводиться к осуществлению надзора за исполнением закона, в том числе за законностью действий суда3.

В то же время нельзя не отметить и того обстоятельства, что возвращается из прошлого точка зрения, согласно которой прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, осуществляет одновременно две функции: поддержания государственного обвинения и надзора1.

По нашему мнению, последний подход к вышеозначенной проблеме правомерен, поскольку при определении статуса, прав и обязанностей прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу следует исходить из того, что «функция поддержания государственного обвинения не носит односторонний обвинительный характер, не заключается только в уголовном преследовании подсудимого, но одновременно является публично-правозащитной»2, то есть направленной на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

В суде первой инстанции

Прокурор в уголовном деле принимает участие на стадии подготовки и непосредственно на стадии судебного слушания. В некоторых случаях требуется назначение предварительного заседания, которое не проводят без прокурора. Поводом для проведения заблаговременного разбирательства может быть ходатайство любой из сторон, способных оказать влияние на ход уголовного производства, в частности, стать причиной его прекращения, исключения из дела отдельных улик, документов. Кроме того, присутствие прокурора в суде для уголовного дела имеет практическое значение.

Итак, продолжим. Судья имеет право вернуть уголовное дело прокурору вплоть до устранения препятствий для его дальнейшего рассмотрения судом. Прокуроры активно участвуют в рассмотрении ходатайств со стороны защиты, представляют аргументированные доводы об их отклонении или удовлетворении, позволяя судье принимать правильные решения о том, назначать дело к слушанию или нет.

Особенности уголовно-процессуального законодательства

Помимо общего порядка участия прокурора в производстве по уголовным делам, стоит отметить и некоторые особенности разбирательств в первой судебной инстанции. Этот порядок используется при изучении любых дел в судах общей юрисдикции (в том числе апелляционном, кассационном), без разграничения по степени сложности и тяжести. Для уголовного процесса действует особый регламент, который затрагивает и досудебную, и судебную стадии производства, а также функции прокурора.

Например, законом предусмотрен отдельный порядок принятия решений в случае согласия подсудимого с обвинением, которое предъявляется прокурором. Возвращение уголовного дела при его несоответствии нормам УПК РФ на данном этапе невозможно, о чем свидетельствует глава 40 того же нормативно-правового акта. Без проведения тщательного судебного разбирательства приговор назначается только при обвинении лица в противоправном деянии, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Если преступник признал свою вину и полностью согласен с позицией гособвинителя, прокурор выносит ходатайство о вынесении приговора без процессуальных разбирательств, а это означает, что подсудимый сможет рассчитывать на определенное снисхождение. Так судья не имеет права назначать обвиняемому наказание, которое превышает две трети от максимально возможного срока лишения свободы или размера штрафа, предусмотренного за это преступление.

Таким образом, без официальной позиции обвинителя и согласия подсудимого на сотрудничество вынести приговор, руководствуясь данным правилом, предусмотренному УПК РФ, нельзя. Аналогичный порядок установлен при заключении с подозреваемым соглашения о сотрудничестве до судебного слушания. К данной процедуре прибегают в любой категории дел уголовного производства. Особенно эффективна такая методика в делах о тяжких или особо тяжких преступлениях, среди которых подавляющее число эпизодов имеет отношение к организованной преступности. Цель такого процессуального упрощения заключается в привлечении к сотрудничеству подсудимых и лиц, причастных к уголовному делу.

Прокурор, его процессуальное положение в различных стадиях уголовного процесса.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде. В соответствии УПК РФ уг. преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.(Прокурор осуществляет уг. преследование только в судебном разбирательстве. В досудебном производстве он осуществляет надзор за законностью)

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Важными с юридической точки зрения являются следующие доказательства :

  • Показания свидетелей. При этом нельзя забывать, что слова близких родственников, или друзей, будут восприняты судом, как показания людей, заинтересованных в одинаковом исходе дела. То бишь, если против подозреваемого дали показания муж и жена, то их слова будут восприняты судом, как показания одного свидетеля.

    Также обязательно стоит помнить, что показаний одного свидетеля для доказательства вины будет недостаточно. Ситуацию с наличием двух свидетелей хорошо описывает фразеологизм “сложно, но можно”. Три свидетеля — это “гроб” для преступника. Четыре и больше — “гроб” с гвоздями в крышку “гроба”.

  • Заключения судебно-медицинских и других судебных экспертиз. При этом ни один оборотень не будет хлопотать о том, чтоб получить для вас направление, потому проводить судмедэкспертизу придется путем самообращения. Единственное, что без официального направления экспертиза является платной. Так, например, для установления степени тяжести телесных повреждений вам придется заплатить 100грн.

  • Вещественные доказательства. Например, орудие преступления с отпечатками пальцев.

  • Официальные документы

  • Записи камер видеонаблюдения

Изучив список важных улик, можем перейти к механизму официальной фиксации первичной доказательной базы, предварительно рассмотрев один очень и очень важный момент.

!!! ВАЖНО !!!

Судебно-медицинскую экспертизу можно проходить путем самообращения.

Многие люди думают, что прохождение судмедэкспертизы возможно лишь с официальным направлением, хлопотать о котором, естественно никто не станет.

На самом деле вы имеете право самостоятельного обращения, разница состоит лишь в том, что в случае самообращения вам придется заплатить за экспертизу. Так, например, оценка степени тяжести нанесенных телесных повреждений на сегодняшний день обойдется приблизительно в 100 грн.

начальнику Черкаського ВП ГУНП

в Черкаській області підполковнику поліції

Перевертню П.П.

Іванова І. І.

01.01.1900 р.н.

м. Черкаси, вул. Якась…

тел. 099-99-99-99

ЗАЯВА

  • Вказати дату та місце події. Наприклад, “вчора об 11й годині вечора біля свого дому”.

  • Вказати особу, або групу осіб злочинців. Наприклад, “моїм знайомим Васею Пупкіним разом з якимось невідомим чоловіком”

  • Вказати стосовно кого та статті кримінального кодексу, згідно яких було скоєно злочин. Наприклад, “відносно мене було скоєно злочин, що кваліфікується за ст. 125 ( умисне легке тілесне ушкодження ) та ст. 186 ( грабіж ) кримінального кодексу України”

  • Вказати обставини злочину та свідків. Наприклад, “мене побили та забрали мобільний телефон. Це бачила моя сусідка баба Параска”.

  • Не забудьте в кінці поставити обов’язкову фразу-суфікс, яка звучить наступним чином — “Враховуючи вищесказане, згідно ст. 214 КПК України, на протязі 24х годин прошу внести вказані мною відомості про кримінальне правопорушення до ЄРДР, розпочати досудове розслідування та вжити заходів щодо злочинця(ів) згідно чинного законодавства”.

  • При необхідності, вкажіть додатки.

  • Також обов’язково пам’ятайте про необхідність поставити дату та підпис !


 Актуальность данной статьи заключается в том, что прокурор в досудебном производстве, являющемся важным этапом уголовного процесса, играет одну из ключевых ролей.

Функции прокурора в досудебном производстве состоят из осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования, а также уголовного преследования, что является одним из ответственных и сложных участков.

Указанные функции прокурора направлены на защиту охраняемых законом интересов общества и государства, на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства. Однако несмотря на это, они все же сопряжены с применением в отношении граждан мер государственного принуждения, ограничением их конституционных прав и свобод. В связи с чем, справедливы высказывания выдающегося русского юриста А. Ф. Кони: «уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования слишком серьезные вещи, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности. Ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и неосновательным привлечением его к уголовному делу».

Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебном производстве по уголовному делу, в первую очередь следует обратить внимание на определение вопроса о том, какие именно должностные лица прокуратуры охватываются понятием «прокурор» как участник уголовного судопроизводства.

Согласно определению, содержащемуся в п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурором является Генеральный прокурор России, а также находящиеся в его подчинении прокуроры, их помощники и заместители, которые участвуют в уголовном судопроизводстве и которые Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» наделены для этого необходимыми полномочиями [3].

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями Следст­венного комитета Российской Феде��ации, в том чис­ле военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасно­сти и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).

Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:

  1. возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
  2. принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  3. самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
  4. давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
  5. обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

  6. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.


Похожие записи: