Недонесение о совершении преступления в УК РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недонесение о совершении преступления в УК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.
Понятие о несообщении
Статья 205.6. Несообщение о преступлении
(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.
Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.
Новая статья УК РФ, которая говорит о недонесении, не говорит о том, что когда человек становится свидетелем преступления, он обязан тут же позвонить в правоохранительные органы и сообщить об этом. На самом деле наказывать будут тех, кто обладал достоверной информации о готовящихся преступлениях, но правоохранителям об этом не сообщил. Речь идёт о преступлениях террористической направленности. Так власти решили уменьшить уровень террористической угрозы в стране путём привлечения к ответственности тех, кто скрывает важную информацию. Всего в УК РФ предусмотрено 16 статей, касающихся преступлений террористической направленности. Потому сообщать граждан России обязуют при:
- совершении террористических актов;
- содействии в совершении террористической деятельности;
- публичных призывах к терроризму;
- вооруженных мятежах и пр.
По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.
Недонесение о преступлении УК РФ статья
В российском законодательстве данное правонарушение регулируется статьей
В статье прописывается наказание, назначаемое в ситуации, когда лицо, знавшее о подготавливаемом преступлении, не посчитало нужным прийти с соответствующим заявлением в органы правопорядка.
Мнение эксперта
Морозов Иван Северинович
Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Имеет опыт в защите в суде.
То есть, в случае законопослушного поведения гражданина, полиция могла бы получить информацию, которая позволила бы не допустить совершение противоправного деяния или хотя бы минимизировать его последствия.
Не менее важным вопросом считается то, куда именно должен обращаться человек, если у него появилась информация о потенциально готовящемся преступлении террористической направленности. В законе лишь прописывается, что граждане должны обращаться в полицию. Рекомендация достаточно размытая и не совсем понятная, поскольку там не указывается никакая конкретная формулировка, как это следует делать. Если человек обращается путём устного оповещения, в отделении полиции, куда он пришёл, правоохранители обязаны зафиксировать и задокументировать информацию. Но тут возникает ещё один вопрос. Как потом человеку доказать, что именно он звонил в полицию или приходил в отделение, если просто довёл информацию в устной форме. Тут адвокаты советуют одновременно позвонить и написать обращение. Можно от руки в свободной форме. Это делается сугубо для подстраховки.
Преимущества и недостатки закона
Теперь подведём небольшие итоги всего рассмотренного ранее. Очевидно, что такой закон принимался сугубо с благими намерениями. Но по факту получилось не совсем то, чего хотелось бы обычным людям. Для объективности рассмотрим сильные и слабые стороны статьи 205.6 с позиции обычного гражданина, который решил сообщить о готовящемся преступлении, либо опасается сделать это. Начнём с положительного. К плюсам закона можно отнести:
- гражданский долго каждого из нас заключается в том, чтобы по мере собственных возможностей предотвращать опасные преступления, совершаемые против народа, страны, отдельных граждан и пр.;
- вы оказываете существенную помощь государственным организациям и правоохранительным органам, снижая уровень террористической угрозы в стране;
- именно вы можете оказаться источником невероятно ценной и полезной информации, в результате чего удастся предотвратить серьёзное преступление и наказать виновных.
Но не всё так идеально и патриотично, как выглядит на первый взгляд. У закона есть и свои недостатки. Основными факторами, из-за которых граждане России не согласны с этим законом и опасаются сообщать о преступлениях, являются:
- У правоохранительных органов может возникнуть множество вопросов касательно того, откуда у вас такая информация и почему вы настолько хорошо осведомлены о готовящемся преступлении террористической направленности. Начнут интересоваться источниками данных, могут длительное время следить за вами и контролировать вашу жизнь.
- Иногда люди, проинформировавшие о потенциальных преступлениях, становятся так называемыми ненужными свидетелями. Это крайне опасно, поскольку за вами могут начать охоту представители сторону, которую вы обвинили в терроризме. Этого боятся очень многие даже среди тех, кто владеет на 100% правдивой и актуальной информацией.
- Если будет установлена ваша личность, могут вскрыться те данные, о которых вы бы не хотели рассказывать и держали всё в строжайшей тайне.
- Предоставленная вами информация может оказаться непринятой правоохранительными органами.
По факту люди боятся сообщать какую-то серьёзную и важную информацию, связанную с преступностью и терроризмом, официальным органам, правоохранителям и ведомствам. Все опасаются расплаты и не хотят из героя превратиться в преступника. Ведь не всегда раскрытие информации оказывается в интересах самого государства. Недонесение, как причина для открытия уголовного производства, объективно не выдерживает критики. Это крайне спорный и потенциально очень опасный закон, способный привести к тяжёлым последствиям для целостности общества.
Комментарий к ст. 205.6 УК РФ
1. Согласно ст. 33 Конституции граждане имеют право обращаться в государственные органы, что способствует проведению прогрессивных преобразований в стране, обществе и, в частности, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, назначению справедливого наказания, защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Сообщение в органы власти о лицах, готовящихся или совершивших преступление, является моральной обязанностью граждан, однако в случае недонесения о преступлениях, указанных в комментируемой статье, такая обязанность превращается в правовую.
Это соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое установление границ пользования правами и свободами включает в себя и принцип уважения прав и свобод других лиц, определенный ч. 3 ст. 17 Конституции, а также соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
2. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, будучи не извещенными о лицах, готовящихся совершить или совершивших хотя бы одно из указанных в комментируемой статье преступлений, могут быть лишены возможности соответственно своевременно предотвратить такое преступление или принять необходимые меры по раскрытию уже совершенного преступления и установлению виновных в этом лиц, пресечь в дальнейшем террористическую деятельность, принять исчерпывающие меры по защите интересов личности, общества, государства.
Под готовящимся к совершению преступлением необходимо понимать неоконченное преступление — приготовление к преступлению или покушение на преступление, а под совершенным преступлением — оконченное преступление (см. комментарий к ст. ст. 29 — 30).
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в пассивном поведении, в бездействии. Виновный, несмотря на установленную уголовным законом обязанность, не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 360 и 361 УК РФ. Перечень этих преступлений является исчерпывающим. Несообщение о других готовящихся или совершенных преступлениях не образуют состава преступления. Сообщение о преступлении может быть сделано устно или в письменном виде, при этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление занесено в соответствующий протокол органов предварительного расследования или судебного заседания в зависимости от того, где сообщение было сделано (ст. 141 УПК).
Закон не разделяет несообщение о преступлении на заранее не обещанное и заранее обещанное, в отличие от заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (см. комментарий к ст. 316).
Под достоверно известными сведениями следует понимать такие конкретные сведения, которые были известны лицу точно, не вызывали у него сомнения в подлинности и определяли его убежденность в соответствии их действительности. При этом такие достоверные сведения лицу могут быть известны из любых источников. Например, лицо узнало о готовящемся или совершенном преступлении из каких-либо документов, или от непосредственного исполнителя, организатора, руководителя преступления, или по стечению обстоятельств лицо само было очевидцем преступления, и т.п. Объем или какой-либо перечень сведений о готовящемся или совершенном преступлении, которое лицо должно сообщить органам власти, законом не установлен. Если же лицо не обладало достоверно известными сведениями, сомневалось, не было уверено в достоверности сведений, то состав преступления отсутствует.
В комментируемой статье не установлен срок, в течение которого лицо, узнав о готовящемся или совершенном преступлении, обязано сообщить в соответствующие органы власти, не определены какие-либо условия освобождения лица от уголовной ответственности в случае, если органам власти было известно о готовящемся или совершенном преступлении до поступления об этом сообщения от лица, а также какие-либо уважительные причины (напр., болезнь, командировка, стихийные силы природы и т.п.), не позволившие лицу сообщить о преступлении. Очевидно, что эти вопросы должны разрешаться в каждом конкретном случае индивидуально.
4. Состав рассматриваемого преступления формальный. Несообщение о преступлении определяется с момента невыполнения лицом обязанности сообщить органам власти о ставшем ему известным из достоверных источников готовящемся или совершенном другими лицами какого-либо из преступлений, указанного в комментируемой статье, и считается оконченным преступлением с момента явки лица с повинной или его задержания.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, указанных в комментируемой статье, и желает так действовать.
6. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
7. В примечании к комментируемой статье содержится норма, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником — родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (см. об этом п. 4 ст. 5 УПК). Данное примечание основано на положении ч. 1 ст. 51 Конституции о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
8. Несообщение о каком-либо из указанных в комментируемой статье преступлений лицом, являющимся соучастником такого преступления, не требует дополнительной квалификации по ней.
9. Несообщение о преступлении следует отличать от отказа свидетеля от дачи показаний, когда, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, допрашиваемое в качестве свидетеля лицо уклоняется от явки для дачи показаний или прямо заявляет об отказе дать показания (см. комментарий к ст. 308).
Обязан ли гражданин сообщать о преступлении
Пункт 7. Вне зданий органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, в которых нет оперативно-дежурных служб, заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, информацию о происшествиях принимают находящиеся при исполнении служебных обязанностей сотрудники органов внутренних дел, к которым обратились граждане или должностные лица государственных органов и иных организаций. Заявления граждан о преступлении могут быть устными и письменными.
В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях, номер телефона доверия. Сообщения, заявления о происшествиях, поступающие от граждан в органы внутренних дел, могут быть подразделены на сообщение о преступлении и сообщения о происшествии и правонарушении.
Обязанность гражданина сообщать о правонарушениях
Москвы: 255-96-57, 254-86-50 (на Метрополитене) Инспекция по личному составу ГУВД г.Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. Аналогичны срок (до 48 часов) и порядок его продления у некоторых других видов задержания: осужденного к ограничению свободы, оставившего территорию исправительного центра на срок свыше 24 часов (ч. 5 ст. Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, по телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, изучаются начальником органа внутренних дел и при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Административное задержание Административное задержание – одна из мер обеспечения по делу об административном правонарушении. Состоит в кратковременном ограничении свободы гражданина и может применяться в исключительных случаях. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего».
8.37. Компетенция же на производство неотложных следственных действий органов внутренних дел ограничена лишь компетенцией других (специализированных) органов дознания. В связи с этим обладающие процессуальным статусом сотрудника органа дознания (дознавателя) сотрудники полиции обязаны производить неотложные следственные действия по всем законно возбужденными ими уголовным делам, за исключением уголовных дел, по которым производством неотложных следственных действий должны заниматься органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, подразделения ФСИН России, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, иные органы, а равно должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.
Тема конкретная: Преступник нанес ущерб имуществу. Полиция возбуждать уголовное дело отказывается. По установленным судом фактам очевидно что преступник совершил еще одно преступление в отношении прав моего доверителя. Доверитель желает получить компенсация именно за повреждение имущества от преступника. В этой связи необходимо понять, будет ли предложение о приобретении поврежденного имущества преступником сопровождаемое предупреждением преступника о подаче заявления по другому совершенному преступлению создавать состав вымогательства со стороны моего доверителя. Или это полностью укладывается в гражданско-правовые отношения. Если сами правоохранительные органы устаняются от расследования всех фактов, то требование направленные непосредственно к преступнику потерпевшим обоснованы на мой взгляд. Однако я не хочу позволить преступнику на основании ст. 179 или 163 самому обвинить моего доверителя в преступлении (да и вообще совершать его никому не могу рекомендовать).
Откаких правонарушениях гражданин обязан сообщить в правохранительные органы
Правило № 5: (касается только физической силы): физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3). Правило № 6: «деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан» (п. 2 ст. 5 ФЗ-3). Как вести себя, если вас задержали? Если вы считаете, что вас задержали необоснованно, будьте спокойны и сдержаны, полностью перепишите все данные служебного удостоверения задержавшего вас сотрудника, а также тех лиц, которые отказались отпустить вас при доставлении в дежурную часть отделения.
Административное задержание Административное задержание – одна из мер обеспечения по делу об административном правонарушении. Состоит в кратковременном ограничении свободы гражданина и может применяться в исключительных случаях. Свои требования и замечания сотрудник милиции должен излагать в вежливой и убедительной форме, объяснения выслушивать внимательно, не перебивая говорящего». В разговоре с гражданами сотрудник ППСМ обязан проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными чувствами (п. 229). Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием (п. 230).
Тема конкретная: Преступник нанес ущерб имуществу. Полиция возбуждать уголовное дело отказывается. По установленным судом фактам очевидно что преступник совершил еще одно преступление в отношении прав моего доверителя. Доверитель желает получить компенсация именно за повреждение имущества от преступника. В этой связи необходимо понять, будет ли предложение о приобретении поврежденного имущества преступником сопровождаемое предупреждением преступника о подаче заявления по другому совершенному преступлению создавать состав вымогательства со стороны моего доверителя. Или это полностью укладывается в гражданско-правовые отношения. Если сами правоохранительные органы устаняются от расследования всех фактов, то требование направленные непосредственно к преступнику потерпевшим обоснованы на мой взгляд. Однако я не хочу позволить преступнику на основании ст. 179 или 163 самому обвинить моего доверителя в преступлении (да и вообще совершать его никому не могу рекомендовать).
Рекомендуем прочесть: Сколько В 2020 Году Получают За Потерю Кормильца Кормильца На 1 Ребенка
Несообщение о преступлении угрожает не только родственникам, но всем окружающим людям вне зависимости от их статуса, опасно для страны, подрывает ее авторитет на международном уровне. Прежде чем обращаться в правоохранительный орган, заявителю нужно знать какие-то факты о достоверности своих подозрений.
Если человек знал о подготовке противозаконных мероприятий и скрыл, он может быть осужден в пределах:
- штрафных санкций в размере 100000 руб., уровень наказания зависит от степени виновности;
- принудительных работ в течение года;
- реального срока с отбыванием в исправительном учреждении.
Какие преступления попадают под действие закона
УК РФ чётко предусматривает перечень преступлений, при которых граждане России обязаны сообщать о готовящейся террористической угрозе. То есть это статьи, рассматривающие преступления террористической направленности. В этот перечень входят:
- Теракты. Наиболее распространённая и опасная террористическая угроза. Во многом из-за терактов было принято решение одобрить пакет Яровой и ввести в УК РФ статью об уголовной ответственности за несообщение.
- Содействие в терроризме. Это сообщение информации о людях или целой компании, которые тем или иным образом помогают террористическим группировкам, спонсируют их, обеспечивают оборудованием или просто информацией.
- Публичные призывы. Здесь мы говорим о людях или организациях, которые открыто агитируют на совершение действий, соответствующих критериям террористической угрозы.
- Организация террористических сообществ, а также участие в подобных группировках. Если человек знает, что планируется организация террористической группы, либо владеет информацией об участниках, об этом следует обязательно сообщить в правоохранительные органы. В противном случае вы сами попадаете под действие УК РФ по статье 205.6.
- Угон воздушного судна. В большей степени это касается самолётов, поскольку иные виды летательных транспортных средств угоняют намного реже. Международный опыт в борьбе с терроризмом ярко говорит о том, что угроза угона всегда достаточно высокая. Вспомнить только трагические события в США, которые произошли в 2001 году.
- Незаконное использование материалов, которые относятся к категории ядерных или радиоактивных. Их применяют часто для создания взрывных устройств и оружия массового уничтожения. Потому о такой угрозе следует обязательно сообщать.
- Вымогательство, хищение и кража радиоактивных, а также ядерных веществ. Та же ситуация, что и с предыдущим пунктом.
- Попытка посягательства на жизнь общественных и государственных деятелей. Известно, что захват террористами в заложники высокопоставленных людей вызывает огромный резонанс в мире. Потому если человек получает информацию о готовящихся атаках на чиновников или общественных деятелей, об этом следует незамедлительно сообщить правоохранителям.
- Захват и удержание власти насильственным путём.
- Мятежи, в которых планируется использование различного вида вооружения.
- Акты международного терроризма.
Хотя УК РФ в большей степени ориентирован на защиту внутренних интересов страны, в случае террористической угрозы в других странах, о которых становится известно гражданам России, они также обязуются незамедлительно сообщить в соответствующие органы.
История ответственности за «недонесение на преступника» уходит своими корнями в глубокую древность. В частности, норма об ответственности за несообщение об услышанном злом умысле «на царя или на князя» имелась еще в Уставе Ярослава (12 век). Впоследствии ответственность «за недоносительство на преступника» перекочевала из древних правовых источников в современные кодексы и законы. Уголовное наказание за недонесение существовало как в дореволюционной России, так и в годы существования СССР.
В советском уголовном законодательстве данный вид ответственности касался только недонесения о наиболее тяжких преступлениях.
В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2016 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим.
К слову, уголовная ответственность за несообщение о преступлении характерна и для многих иностранных правовых систем.
О каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию
В соответствии с законом уголовная ответственность по статье 205.6 УК РФ за несообщение о преступлении установлена только в отношении ряда деяний, имеющих высокую степень общественной опасности, преимущественно, террористического характера. Исчерпывающий перечень этих преступлений перечислен в статье 205.6 Уголовного кодекса и сейчас мы их назовем.
Гражданин будет нести уголовную ответственность, если не сообщит о достоверно известных ему фактах совершенных или готовящихся преступлений следующих категорий:
- Терроризм и смежные с ним деяния (содействие, призывы к террору и др.)
- Захват заложников
- Организация незаконного вооруженного формирования
- Угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта
- Незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами
- Посягательство на жизнь государственно или общественного деятеля
- Насильственный захват власти
- Вооруженный мятеж
- Нападение на дипломатические представительства
- Международный терроризм
А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций.
Понятие о несообщении
В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.
Статья 205.6. Несообщение о преступлении
(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)
Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.
Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.
Новая статья УК РФ, которая говорит о недонесении, не говорит о том, что когда человек становится свидетелем преступления, он обязан тут же позвонить в правоохранительные органы и сообщить об этом. На самом деле наказывать будут тех, кто обладал достоверной информации о готовящихся преступлениях, но правоохранителям об этом не сообщил. Речь идёт о преступлениях террористической направленности. Так власти решили уменьшить уровень террористической угрозы в стране путём привлечения к ответственности тех, кто скрывает важную информацию. Всего в УК РФ предусмотрено 16 статей, касающихся преступлений террористической направленности. Потому сообщать граждан России обязуют при:
- совершении террористических актов;
- содействии в совершении террористической деятельности;
- публичных призывах к терроризму;
- вооруженных мятежах и пр.
По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.