Порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях РБ

23.12.2022 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Нормативное регулирование

Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:

Выдержка из документа

«Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее — объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала.

Объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, утвержденного субъектом учета в рамках его учетной политики».

Учет основных средств в учреждении

Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.

Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).

В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Построенные объекты недвижимости, права на которые необходимо зарегистрировать в обязательном порядке, признаются основными средствами вне зависимости от того, зарегистрированы они в момент принятия к учету или нет. Если же такой объект еще недостроен, то для него необходимо сформировать отдельный субсчет к счету «Основные средства».

По факту принятия к бухгалтерскому учету фонда составляется акт по форме ОС-1. При необходимости учреждение вправе разработать свой бланк документа.

Для того чтобы такие средства отражались в бухгалтерии корректно, специалисту необходимо провести поэтапную оценку и учет поступившего основного фонда.

Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации

Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.

По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:

  1. Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
  2. Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.

Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.

При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.

Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.

Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:

  • 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
  • 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
  • 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.

Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.

Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район от 03.09.2015


РАЙОННАЯ ДУМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
4 созыва

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2015 г. № 301
г. Тарко-Сале


Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества
муниципального образования Пуровский район



В целях совершенствования процедур учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Пуровский район, утвержденным решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 21 февраля 2007 года № 151, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

Р Е Ш И Л А:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район.
2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 27 февраля 2014 года № 218 «Об утверждении Положения о порядке списания муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования Пуровский район, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения в новой редакции».
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную нормативно-правовую комиссию Районной Думы (О.Г. Бережная).

Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н

) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания. Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Однако в силу
п. 4 Положения
о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование. Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования. Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах. То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02

Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано. Кроме того, в п

52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

Согласование распоряжения имуществом с собственником.

Порядок согласования бюджетным учреждением с собственником имущества правил распоряжения имуществом обычно устанавливается в нормативных правовых актах, утвержденных конкретным собственником имущества. Для примера рассмотрим соответствующие правила, определенные для федеральных учреждений здравоохранения[18].

На первом этапе учреждение должно направить в департамент имущественного комплекса министерства перечень особо ценного движимого имущества, которым учреждение планирует распорядиться, с указанием цели использования данного имущества; обоснование целесообразности распоряжения имуществом; технико-экономическое обоснование; отчет об оценке рыночной стоимости имущества (оценка должна быть проведена не ранее, чем за три месяца до предоставления отчета); сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.

Затем в течение одного месяца министерство рассматривает полученное обращение и принимает решение о согласовании распоряжения имуществом или о мотивированном отказе. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства: 1) в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения; 2) в результате распоряжения имуществом осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено или невозможно.

На завершающем этапе министерство направляет в учреждение письмо со своим решением. Решение о согласовании распоряжения имуществом действительно в течение одного года со дня его принятия.

Согласование с субъектом управления

Учреждение должно согласовать списание ОС, которые находятся у него на балансе, с субъектом управления (п. 5 Порядка № 1314). Согласно ч. 1 ст. 4 Закона от 21.09.06 г. № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» субъек­тами управления госимуществом, в частности, являются:

  • КМУ;
  • центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий госполитику в сфере управления объектами государственной собственности;
  • уполномоченные органы управления;
  • Фонд госимущества;
  • органы, осуществляющие управление госимуществом согласно полномочиям, определенным отдельными законами;
  • государственные хозяйственные структуры;
  • НАНУ, отраслевые академии наук.

Без согласования с субъектом управления по решению руководителя учреждения списывают полностью амортизированные ОС, прочие необоротные материальные активы, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее чем 20 тыс. грн. (абзац пятый п. 5 Порядка № 1314).

Документы для согласования списания ОС

В п. 6 Порядка № 1314 установлено, что для получения согласия на списание имущества учреждение подает субъекту управления вместе с обращением о списании имущества следующие документы:

  • технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, указывая также направления использования средств, которые предполагается получить вследствие списания;
  • сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;
  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;
  • акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не подается в случае списания имущества, выявленного во время инвентаризации как недостача);
  • сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеупомянутых документов оформляет решение о предоставлении согласия на списание имущества в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия – в форме письма.

Бюджетный учет основных средств

В бюджетном учете под основными средствами (далее ОС) понимаются, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества учреждения, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, предназначенные для постоянного использования на праве оперативного управления, в процессе деятельности учреждения, выполнения работ, оказании услуг бюджетным учреждением.

К ОС также относятся материальные объекты, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг). Основным средством в бюджетной организации может являться как обособленный объект, выполняющий отдельные функции (предметы мебели, лампа, микрофон и т.

К учету в качестве ОС в бюджетном учреждении могут приниматься и объекты библиотечного фонда (кроме периодических изданий). Не относятся к основным средствам предметы, срок полезного использования которых составляет менее 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Основное средство в бюджетной организации может находиться на консервации (на срок более 3-х месяцев). Данная операция оформляется Актом о консервации, в котором содержатся сведения об ОС (наименование, первоначальная стоимость, информация о начисленной амортизации), также нужно указать причины консервации.

Данный объект ОС продолжит числиться на балансе учреждения. Консервация объекта ОС отражается в бюджетном учете путем занесения в Инвентарную карточку записи о консервации объекта.

Списание Основных Средств В Рб Проводки 2021

Доход от выбытия активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции и товаров, включается в состав прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). А стоимость основного средства, которое не было введено в эксплуатацию, при продаже признается прочим расходом (п.

№ 402-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета (например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации). Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю.

При этом учитывая, что при возникновении таких обстоятельств обязательно проведение инвентаризации, утраченный объект целесообразно предварительно учесть на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н, Приказ Минфина от 31.10.2021 № 94н):

При безвозмездной передаче объекта ОС проводки аналогичны записям по его продаже с одной лишь разницей: доход, естественно, отражаться не будет. НДС же, в общем случае, будет начислен с рыночной стоимости объекта ОС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ).

В отличие от материалов и запасов, потребляемых в производстве, объекты ОС переносят свою стоимость на расходы компании постепенно. Такой процесс называется амортизацией. Однако по отдельным видам ОС ее не начисляют. К таким объектам относят активы, которые не меняют производственные качества в процессе деятельности предприятия: земельные участки, объекты культурного наследия, коллекции произведений искусства и т. д.

ВАЖНО! Первоначальная стоимость актива не включает в себя НДС, если этот налог является для компании возмещаемым (п. 8 ПБУ 6/01) . Неплательщики НДС (например, упрощенцы) учитывают это налог в первоначальной стоимости имущества (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бесплатно скачать таблицу изменений на год в формате Word. Бесплатно скачать образец положения о списании основных средств в формате Word. Основные средства бюджетного учреждения — это имущество со сроком полезного использования больше 12 месяцев, которое неоднократно и постоянно используется в деятельности и принадлежит учреждению на праве оперативного управления, праве владения по договору аренды или найма, праве пользования по договору безвозмездного пользования. Обратите внимание: первоначальная стоимость таких объектов в бухгалтерском учете не важна. Имущество отражается в составе основных средств, если от его использования прогнозируются экономические выгоды или полезный потенциал, а первоначальную стоимость объекта можно надежно оценить.

Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

Выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством (за исключением случаев, указанных в п. 28 Инструкции № 26, а также отчуждения физическим лицам), оформляют актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Минфина РБ от 22.04.2021 № 23 (п. 29 Инструкции № 26).

Порядок списания имущества, находящегося в собственности РБ

В отличие от норм ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), ФСБУ 6/2020 достаточно детально определяет основания выбора организацией способа начисления амортизации.

Согласно пункту 34 ФСБУ 6/2020, «выбранный способ начисления амортизации должен:

а) наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств;

б) применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев, когда меняется распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств».

Согласно пункту 35 ФСБУ 6/2020, «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их использование будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.

Начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.

Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка производится таким образом, чтобы суммы амортизации объекта основных средств за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения срока полезного использования этого объекта. При этом организация самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период, обеспечивающую систематическое уменьшение этой суммы в следующих периодах».

Пункт 36 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств, начисляется способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

Начисление амортизации способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) производится таким образом, чтобы распределить подлежащую амортизации стоимость объекта основных средств на весь срок полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как произведение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств на отношение показателя количества продукции (объема работ в натуральном выражении) в отчетном периоде к оставшемуся сроку полезного использования объекта основных средств».

Таким образом, у организаций, признающих основные средства частью своих активов, остается возможность применять один из трех способов исчисления сумм амортизации:

  • линейный способ;

  • способ уменьшаемого остатка;

  • способ пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

ФСБУ 6/2020 вводит понятие «элементы амортизации». Пунктом 37 ФСБУ 6/2020 устанавливается, что «срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее — элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».

«Элементы амортизации объекта основных средств, — гласит ФСБУ 6/2020, — подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».

Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».

Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».

Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).

Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».

Важно правильно проводить эту процедуру и корректно отражать ее в налоговом и бухгалтерском учете. Продавая актив, организация получает прибыль, которую нужно правильно учесть при исчислении налогообложения. Кроме того, в последние годы в эту сферу законодательно внесено несколько важных изменений, которые надо принять во внимание.

Такой убыток нельзя учесть на балансе сразу после реализации, чтобы его сумма уменьшила базу по налогу на прибыль. Потерянные средства придется равными частями распределить по месяцам, которые остались от момента сделки до конца полезного срока использования проданного ОС. Это отражается в налоговом регистре «Учет расходов будущих периодов».

  1. Списание основных средств — снятие объекта с учета по каким-либо не зависящим от воли предприятия причинам, это может быть, например, физический или моральный износ, кража, хищение.
  2. Передача основного средства другим организациям (продажа, обмен, дарение, взнос в уставный капитал другого предприятия).

Еще почитать: Пристав В Другом Регионе Вынес Решение

Продажа объекта ОС оформляется через счет 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету сч.91 собираются все расходы, связанные с продажей, по кредиту — доходы в виде выручки. В качестве расходов может выступать остаточная стоимость ОС, транспортные расходы, расходы на демонтаж, НДС, рассчитанный с продажной стоимости.

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 643 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК РБ)).

• по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) – на сумму обесценения основного средства в пределах имеющегося остатка добавочного фонда по данному основному средству, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данного основного средства. Для этого необходимо наличие аналитического учета сумм добавочного фонда;

В общепринятой практике для учета выбытия ОС предусматривается открытие отдельного субсчета к сч. 01 (к примеру, «01/выб»), на который переносится первоначальная/восстановительная стоимость объекта в момент оформления выбытия актива со счета 01 проводкой Д/т 01/выб К/т 01.

Затем списывается накопленная амортизация по выбывающему активу – Д/т 02 К/т 01/выб. При этом на сч. 01/выб образуется остаточная стоимость объекта, подлежащая списанию на прочие затраты, что обязательно отражается в распоряжениях руководителя. Если списывается объект с полностью начисленным износом, то сальдо на счете 01/выб. будет нулевым.

При продаже ОС, как любого другого имущества, предполагается не только получение дохода от реализации, но и формирование блока затрат, состоящего из остаточной стоимости выбывающего объекта и расходов, связанных с его реализацией. Типовые проводки списания основных средств будут такими:

Операции Д/т К/т
Учтен доход от реализации ОС 62 91
Начислен НДС 91 68
Списание остаточной стоимости проданного объекта 91 01/выб
Списаны затраты, связанные с реализацией 91 10,60,76

Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2

Исходные данные:

Для большего понимания процесса учета выбытия ОС при реализации за плату рассмотрим следующий пример:

Организация продает автомобиль:

  • Первоначальная стоимость – 900 000;
  • Амортизация – 300 000;
  • Продажная цена – 472 000;
  • Расходы на продажу – 10 000 (доставка ТС до покупателя силами транспортной компании).

Проводки:

Сумма Операция Дебет Кредит
900 000 Списание стоимости продаваемого авто 01.2 01.1
300 000 Учет амортизационных отчислений по автомобилю 02 01.2
600 000 Перенос остаточной стоимости авто на продажу 91.2 01.2
472 000 Отражение продажной цены авто 62 91.1
72 000 Начисление НДС 91.2 68.НДС
10 000 Учет расходов на транспортировку 91.2 76
210 000 Финансовый результат от продажи в виде убытка 99 91.9

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Критические неисправности лазерных принтеров

Принтеры данной категории попадают под списание вследствие:

  • Неполадки компонента, переносящего изображение на бумагу. Причиной может быть неисправно работающий блок лазера или изношенный картридж, в котором первым выходит из строя фотобарабан.
  • Проблемы с прохождением бумаги по циклу.
  • Неисправность компонента, отвечающего за закрепление изображения, которая возникает вследствие неполадок нагревателя или термопленки.
  • Перегоревшая плата. Подобное может случиться из-за короткого замыкания. Понять это можно по тому, что помимо невозможности печати, принтер не сканирует документы либо делает некачественные копии данных документов.


Похожие записи: