Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства судебная практика

21.12.2022 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дисциплинарная ответственность является одной из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель. Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, сельскохозяйственных предприятий, т.е. к лицам, деятельность которых прямо или опосредованно связана с использованием и охраной земель.

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Понятие и состав земельного правонарушения

Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица. Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями. Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения – земля.
  2. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
  3. Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, ��азмеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения является разновидностью юр.

ответственности, распространяющейся на трудящихся предприятий и организаций всех видов собственности.

Наложение взысканий в данном случае возможно только в случае, если совершенное проступок непосредственно связано с выполнением служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в отношении правонарушений, совершенных работниками предприятия и не влекущих за собой наложение административных или иных видов взысканий. Данный вид ответственности закреплен Земельным кодексом РФ. В тексте ст.

75 ЗК РФ указано, что на виновных лиц могут быть наложены дисциплинарные санкции в случае, если негативные последствия произошли вследствие ненадлежащего выполнения ими своих трудовых обязанностей.

К виновным действиям также относятся те, которые привели к нарушению земельного законодательства предприятием и привлечение его к админ. ответственности.

Ст.192 ТК РФ предусмотрены следующие виды санкций, наложение которых возможно за совершение дисциплинарных проступков, в том числе в сфере земельного законодательства:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Прекращение трудовых отношений (увольнение).

Данный перечень исчерпывающим не является, а указанные нормы относятся к общему виду ответственности, то есть могут быть применены в отношении любого виновного трудящегося.

Помимо указанных, дополнительные виды санкций могут устанавливаться отраслевыми и локальными нормативными актами.

Также отдельно закрепляются специальные санкции, наложение которых возможно на отдельные категории трудящихся.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение земельного законодательства

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте также:  Налог 13 процентов от зарплаты как называется

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Вред, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.

Вред, причиненный нарушением норм земельного права, — убытки, которые несут государство, физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов. Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рас��мотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.

Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.

Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и/ возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.

Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.

Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.

При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок. Ненадлежащее использование включает:

  • использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, установленным для соответствующих категорий земель (нецелевое использование); использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки (нерациональное использование);
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет или более длительного срока, если это предусмотрено федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий либо иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • неустранение совершенных умышленно следующих правонарушений: порча земли;
  • нарушение режима использования земель особо охраняемых территорий и других ценных земель; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране от деградации;
  • систематическая неуплата земельного налога.

Принудительное прекращение прав на земельные участки предусмотрено в качестве специальной меры воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Принудительное прекращение прав на земельные участки применяется в качестве дополнительной санкции после либо одновременно с применением мер административной или уголовной ответственности. К примеру, решение об изъятии земельного участка у владельца или пользователя за ненадлежащее использование земельного участка может быть принято только после наложени. административного взыскания в виде штрафа в соответствии о ст. 8.8 КоАП. В случае порчи земли, если это деяние квалифицируется как преступление, суд при рассмотрении уголовного дела, может одновременно вынести решение об изъятии земельного участка.

В принудительном порядке может быть прекращено право частной собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, хотя основания и порядок прекращения в каждом случае различаются.

Право частной собственности м��жет быть прекращено в качестве санкции за совершенное преступление либо грубое нарушение земельного законодательства, выражающееся в ненадлежащем использовании земельного участка, в порядке уголовного судопроизводства либо после наложения административного взыскания в порядке, предусмотренном ЗК. В порядке уголовного судопроизводства право частной собственности прекращается путем конфискации земельного участка, т.е. безвозмездно. Конфискация производится только по решению суда по искам государственных либо муниципальных органов, наделенных полномочиями изымать земельные участки.

После наложения административного штрафа земельный участок изымается у собственника по решению органа государственной власти либо органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка, если собственник известил соответствующие органы о своем согласии на изъятие в письменном виде. В случае его несогласия государственные либо муниципальные органы имеют право требовать изъятия земельного участка в суде. В этих случаях земельный участок подлежит продаже, т. е. выкупается, а полученная от продажи стоимость компенсируется собственнику. Право изъятия земельных участков принадлежит органам, предоставившим такие участки, хотя до конца процедура, которая бы позволила проследить судьбу изымаемого земельного участка, неизвестна. К примеру, в чью собственность — РФ, субъектов РФ либо местных органов самоуправления перейдут земельные участки, если учесть, что в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г. земельные участки в большинстве своем предоставлялись по решению органов местного самоуправления независимо от формы собственности, Да и сама государственная собственность в значительной степени вообще не была разграничена. Однако по смыслу ЗК 2002 г. принудительно изъятый земельный участок должен вернуться к первоначальному собственнику, а решения об изъятии, равно как и о Предоставлении участка по каждой форме собственности (федеральной, субъектной, муниципальной), могут приниматься только соответствующим собственником.

  • Информация для беженцев
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Доступная среда
  • Информация Пенсионного фонда
  • Административная комиссия
  • Сведения, подлежащие представлению с использованием координат
  • Прокуратура информирует
  • Фонд социального страхования РФ информирует
  • Налоговая инспекция информирует
  • Росреестр и кадастровая палата информируют
  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Профилактика коронавируса
  • COVID-19 Нормативно-правовые акты
  • Важная информация для предпринимателей
  • Мы и ЗОЖ
  • Сервитут

Дисциплинарная и материальная ответственность за земельные правонарушения

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – граждане или юри­дические лица, которые нарушили нормы земельного зако­нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу­дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше­ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель­ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, админист­ративной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от­ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер­шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв­ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са­монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко­гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед­ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения – должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Статья 75 ЗК РФ. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения (действующая редакция)

1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 75 ЗК РФ

В ст. 75 ЗК РФ речь идет о регрессной дисциплинарной ответственности работника в случае, если в результате его неверных действий на организацию — работодателя будет наложено административное взыскание в связи с негативным воздействием на состояние земель. Возложение на организацию — работодателя административной ответственности является, согласно части первой ст. 75 ЗК РФ, обязательным условием применения дисциплинарной ответственности к работнику.

Дисциплинарная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, который применяется наряду с уголовной, административной и гражданской ответственностью.

Следует заметить, что применение дисциплинарной ответственности к работникам организации, которая привлечена к административной ответственности за земельное правонарушение, не связано с охраной земельного правопорядка, а служит цели обеспечения трудовой дисциплины, трудового распорядка, выполнения должностных инструкций. Можно, однако, согласиться с утверждением, что «применение некоторых видов дисциплинарных взысканий способствует тому, что виновное лицо не может более создавать угрозу окружающей среде в ходе своей деятельности» .

———————————
Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2012. С. 81.

Субъектами данного вида ответственности могут быть лица, в должностные обязанности которых входит соблюдение земельного законодательства, например агрономы, механизаторы, санитарные врачи, а дисциплинарным проступком может быть, например, непринятие мер по борьбе с эрозией почвы .

———————————
Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. Е.С. Болтановой. М., 2014. С. 343.

Непосредственно из п. 1 статьи 75 ЗК РФ вытекает, что работодатель обязан привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в проектировании, размещении и вводе в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель и их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Таким образом, к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены не только непосредственные исполнители, но и руководители работ, иные должностные лица.

Установление видов дисциплинарных взысканий и порядок их применения относится к полномочиям федерального законодателя и установлены в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Согласно ст. 192 ТК ТС дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В случае применения дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 75 ЗК РФ, такие обязанности могут быть связаны с проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель и их загрязнение. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение.

Увольнение в качестве меры дисциплинарного взыскания в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется по инициативе работодателя на основании, например, частей 5, 6 ст. 81 ТК РФ за неоднократное невыполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, однократное грубое нарушение трудовых обязанностей работником.

Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан потребовать от работника письменное объяснение. Применяется дисциплинарное взыскание не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, и не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.

Срок применения дисциплинарного взыскания в случае, предусмотренном ст. 75 ЗК РФ, по ее смыслу должен исчисляться с момента применения к организации — работодателю административной ответственности, что может быть обжаловано работником в установленном порядке в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также в суд.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания доводится до работника под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание (за исключением увольнения) погашается по истечении года, если за этот срок работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенные виды дисциплинарных взысканий в специальных законах.

В частности, согласно ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», к государственному гражданскому служащему представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям.

Условием применения дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему, кроме обязательного получения письменного объяснения, является служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени проверки, и не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Имеется еще ряд федеральных законов, которыми устанавливается дисциплинарная ответственность отдельных категорий работников. Согласно ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дисциплинарная ответственность муниципального служащего бывает в виде:

1) замечания;

2) выговора;

3) увольнения с муниципальной службы по специальным основаниям.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» к сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) понижение в специальном звании;

5) лишение медалей Следственного комитета;

6) лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;

7) предупреждение о неполном служебном соответствии;

8) увольнение из Следственного комитета по специальному основанию.

Согласно ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к прокурорским работникам могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) понижение в классном чине;

5) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

6) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

7) о неполном служебном соответствии;

8) увольнение из органов прокуратуры.

Законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться виды дисциплинарных взысканий для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, которые соответствуют видам дисциплинарных взысканий, установленным Федеральными законами «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая

Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2023 в Москве на ребенка

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Штрафы за нарушение земельного законодательства

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения подразумевает разный порядок применения конкретных мер. Соответственно, существуют следующие разновидности дисциплинарного наказания, которые активно применяются в юридической практике, а также регламентируются нормами трудового законодательства:

  • замечание;
  • перевод на нижеоплачиваемую должность;
  • понижение по карьерной категории;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение премиальных финансовых выплат;

В случае дисциплинарного нарушения администрацией конкретного предприятия издается приказ с объявлением в нем взыскания виновному.

Земельным законодательством утверждается вынесение соответствующего решения, а также взыскание причиненного ущерба и применение мер наказания в определенный срок, который ограничивается следующими периодами:

  • одним месяцем с момента обнаружения состава преступления;
  • шестью месяцами с момента совершению правонарушения.

В особых случаях, когда определенный проступок дисциплинарного характера напрямую был связан с причинением вреда и нанесением материального ущерба предприятию, к сотруднику может дополнительно применяться и материальная форма ответственности за совершенное нарушение.

Понятие материальной ответственности заключается в существовании особого вида юридической ответственности, специфика которой связана с важностью возмещения материального ущерба в качестве законного следствия определенного правонарушения.

Существует несколько групп, которые связаны с особенностями функционирования гражданско-правовой ответственности, которые отличаются между собой спецификой состава правонарушения. Основные группы следующие:

  • ущерб, который возник после совершения определенным лицом недействительных сделок с земельными территориями, которые не соответствуют действующему земельному законодательству;
  • материальный вред, который возник в результате осуществления неправомерных действий, которые по законодательству не относятся к категории земельных сделок.

Первая группа деяний, которая включает в себя действия лиц, которые не связаны с заключением земельных сделок, состоит из следующих прецедентов:

  • уничтожение и порча плодородного слоя земельной почвы;
  • загрязнение хламом;
  • загрязнение радиоактивными и химическими производственными отходами;
  • заражение карантинными и бактериальными инфекциями, болезнями и микроорганизмами;
  • несоблюдение лицом вынужденных мер по борьбе с земельными эрозиями;
  • невыполнение мероприятий по охране и всяческому улучшению территорий;
  • проектирование, планирование, возведение и использование объектов, которые будут оказывать негативное влияние на состояние территорий.

Непосредственный ущерб фактически выражается в прямом и качественном ухудшении состояния земель или же в существенном сокращении производительных свойств территорий, а также качества всех объектов, которые непосредственно связаны с плодородием почвы.

Все лица, которые причастны к совершению земельных нарушений и причинению вреда почвенным активам, обязуются возместить весь нанесенный ущерб и вред в полном объеме. Согласно земельному законодательству к данной категории также относится упущенная выгода, которая была бы реальна при сохранении естественных свойств земельных территорий.

Специфика возмещения материального вреда определяется в различных формах:

  • приведение нарушенных зон в естественное состояние, которое будет соответствовать использованию участков по прямому целевому предназначению;
  • полное или частичное восстановление поврежденных зон;
  • денежная компенсация причиненного ущерба и упущенной выгоды.

При установлении размера причиненного ущерба и вреда стоит ориентироваться на нормы гражданского законодательства, при условии обязательного учета земельного и специального законодательства.

Важно также учитывать точные обстоятельства и условия, при которых были совершены все правонарушения.

Во втором случае, который связан с причинением вреда при заключении неправомерных сделок с земельными территориями, данные процессы должны быть осуществлены при условии нарушения законодательства. Закон позволяет совершать любые коммерческие сделки с земельными территориями, которые не нарушают земельного законодательства.

Сделки, которые стали объектом правонарушений, считаются полностью недействительными в законном порядке. Недействительными считаются следующие сделки:

  • которые совершаются не в соответствии с законными требованиями;
  • которые заключались под влиянием обмана, под угрозой или при условии причинения насилия.

Таким образом, дисциплинарная и материальная ответственность предусматривает юридическое обязательство виновных лиц в возмещении ущерба пострадавшей стороне в полном объеме, включая упущенную выгоду.

О дисциплинарной ответственности в земельном праве

Гражданско-правовая ответственность отличается от всех остальных тем, что назначается она только в том случае, если необходимо возместить убытки пострадавшему. То есть виновник, совершивший противоправные действия несет ответственность исключительно перед пострадавшем и ни перед кем больше. Как показывает судебная практика дела подобного вида решаются в суде, и если он выносит решение в пользу пострадавшего, то виновник обязан заплатить ему назначенную сумму в полном объеме и незамедлительно.

Дисциплинарная ответственность является одной из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины. Согласно статье 192 ТК РФ под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Таким образом, дисциплинарным земельным проступком будет признаваться противоправное, виновное деяние, посягающее на земельный правопорядок в сфере трудовой деятельности, причиняющее вред земельным ресурсам.

К основным характеристикам дисциплинарного проступка относятся следующие:

— общественно неопасные нарушения внутреннего трудового распорядка организации;

— нарушения, совершенные работником, который состоит в трудовых правоотношениях с организацией;

— неисполнение работником обязанности или превышение им прав, нарушившее права и свободы другого человека;

— обязанности и права, записанные в нормативных правовых актах и прямо относящиеся к работнику;

— объект нарушения — внутренний трудовой распорядок организации;

— дисциплинарный проступок, совершенный в форме действия или бездействия, — это виновное действие, т.е. совершенное умышленно или по неосторожности.

Следует также отметить, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей обязательно должно быть противоправным. Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) работника, когда он не исполняет или неправильно исполняет свои трудовые обязанности, возложенные на него законом, иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, а также нормативными актами, издаваемыми администрацией (руководителем) организации. Таким образом, противоправность заключается в действиях (бездействии) работника, противоречащих требованиям законодательства. Если трудовые обязанности работника не отражены в каких-либо нормативных актах (договорах), то противоправным следует считать поведение работника, не соответствующее интересам организации. Не может считаться дисциплинарным проступком, например, отказ работника от выполнения общественного поручения или нарушение им правил поведения в общественных местах и т.п.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения.

Невыполнение работниками распоряжений (приказов) руководителя организации, не соответствующих закону, не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Еще один момент, который надо учитывать при наложении взыскания, указан в ст. 220 ТК РФ, согласно которой отказ работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором тяжелых работ или работ с вредными или опасными условиями труда не влечет за собой дисциплинарной ответственности. Также нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности забастовавших работников (часть 1 статьи 414 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность является одной из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель. Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, сельскохозяйственных предприятий, т.е. к лицам, деятельность которых прямо или опосредованно связана с использованием и охраной земель.

1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения – общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше­ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен­ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нару­шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст­вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи­нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за­конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.


Похожие записи: