Начисление пенсии работающим пенсионерам в 2023 году в Беларуси

26.12.2022 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление пенсии работающим пенсионерам в 2023 году в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции
на сегодня на завтра
1 USD 2,5463 +0,0080 2,5543↑
1 EUR 2,7044 +0,0062 2,7106↑
100 RUB 3,9554 -0,0002 3,9552↓
10 PLN 5,7748 +0,0004 5,7752↑
100 UAH 6,9284 -0,0121 6,9163↓

Уплата налогов — залог того, что все социальные гарантии будут выполнены в срок. Ведь основные доходы бюджета традиционно формируются за счет фискальных сборов. Системные изменения в отношении подходов к налогообложению депутаты рассмотрели 7 декабря в первом чтении. В 2023 году налог на прибыль повысят на 2 %. Чтобы компенсировать налоговое бремя, увеличат размер инвестиционного вычета до 50 %.

Петр Вабищевич, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси:

Если организации свою прибыль будут вкладывать в модернизацию своего производства, то практически 50 % вообще не будут облагаться никакими налогами.

За регионами остается право вводить налог на пересечение границы. Эти средства направят на борьбу с последствиями пандемии. Особая тема — изменения для ИП, ремесленников и самозанятых, владельцев агро- и экоусадеб. Например, самозанятые будут платить налог на профессиональный доход, им необходимо установить специальное мобильное приложение. Кроме того, будут проиндексированы ставки земельного налога.

Петр Вабищевич обозначил, что «индивидуальные предприниматели уже не смогут применять упрощенную систему налогообложения. Останется единый налог и общая система налогообложения. Сокращается количество видов деятельности по единому налогу. Перечень будет опубликован».

Сегодняшняя повестка куда шире пакета финансовых документов. В первом чтении одобрены и изменения в Уголовный кодекс. Предлагается ужесточить наказание за экстремистские преступления и измену государству. Также во втором чтении рассмотрены законопроекты о внешней трудовой миграции и борьбе с коррупцией. В парламент внесен и проект обновленного Избирательного кодекса. В первом чтении его рассмотрят до конца 2022 года.

Подписан Указ о добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии

Сегодня стало известно о еще одном нововведении в белорусской пенсионной системе. Правительством принято постановление № 505, согласно которому ряд категорий граждан будут лишать пенсий, назначенных за особые заслуги. Документ вступает в силу после официального опубликования, т. е. данное нововведение начнет действовать с этого года.

Лишение такой пенсии предусмотрено в случае совершения ее получателем преступлений, наносящих вред нацбезопасности и интересам государства, в случае лишения госнаград и в случае если пенсия была назначена на основании недостоверных либо необоснованных данных.

Важный нюанс: если гражданин будет восстановлен в правах на госнаграды, комиссия может принять решение о восстановлении выплаты пенсии за особые заслуги, которой он был ранее лишен.

Повышение пенсионного возраста в Беларуси началось в 2017 году. Ежегодно планка поднимается на 6 месяцев. С 2022 года мужчины смогут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58 лет.

После этого планируется завершить реформирование пенсионной системы. Несмотря на это, власти страны продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста в будущем, но только для женщин. В Международном валютном фонде советуют не прекращать реформы в этой сфере.

В Минсоцзащиты Беларуси поясняют, что перерасчёт пенсионных выплат проводится в двух случаях:

  • по результатам увеличения средней заработной платы (минимум один раз ежегодно согласно указов главы государства и при наличии доступных средств внебюджетного фонда соцзащиты);
  • при изменении среднего бюджета прожиточного минимума на душу населения, что влияет на минимальный размер трудовой и социальной пенсии, доплаты лицам, достигшим 75-летнего возраста и надбавки.

Граждане Белоруси имеют право на получение трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста. Они объединяют не только выплаты по возрасту на общих основаниях, социальные и досрочные пенсии, выплаты за выслугу лет, в случае потери кормильца и за особые заслуги перед страной.

Трудовые пенсии полагаются гражданам, которые в период своей трудовой деятельности, в том числе творческой и предпринимательской, делал обязательные страховые отчисления.

Возможность оформить трудовую пенсию по возрасту могут пенсионеры с трудовым стажем от 25 лет для мужчин и от 20 лет для женщин.

Трудовой стаж является обязательным условием начисления пенсионных выплат за выслугу лет и по возрасту с отчислением средств во внебюджетный фонд соцзащиты. Этот период также называется страховым стажем.

Продолжительность страхового стажа изменилась за последние 5 лет на 3 года и достигнет к 2025 году 20 лет.

Год Страховой стаж
2016 15,5 лет
2021 18 лет
2022 18,5 лет
2023 19 лет
2024 19,5 лет
с 2025 20 лет

Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).

В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2021 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.

Трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством) рассчитываются по-другому. Они зависят от средней зарплаты в стране и от возможностей Фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Особенности пенсионной системы в Беларуси

Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:

  • солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
  • накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
  • условно-накопительная — взносы на страхование.

Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:

  • трудовые — фонд соцзащиты;
  • профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
  • по инвалидности — обязательное страхование;
  • социальные — бюджет.

Минтруд предложил вариант индексации пенсий на следующие три года

Власти оценили темпы индексации страховых пенсий для неработающих пенсионеров в 2023–2025 годы, следует из материалов Минтруда. Параллельно произойдет сокращение числа их получателей — на полмиллиона человек за три года

Министерство труда разработало параметры индексации страховой пенсии для неработающих пенсионеров на ближайшую трехлетку, согласно которым она будет расти в среднем на 6,8% в год. Это следует из проекта бюджета Пенсионного фонда (ПФР) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, знакомый с текстом проекта). Кроме того, документ предусматривает увеличение федерального трансферта в бюджет ПФР до 5 трлн руб. в год.

Согласно проектировкам Минтруда, в ближайшие три года страховые пенсии могут быть проиндексированы следующим образом:

с 1 января 2023 года — на 6,8% (в результате этого среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составит 22 174 руб.);
с 1 января 2024 года — на 6,1% (среднегодовой размер пенсии составит 23 390 руб.);
с 1 февраля 2025 года — на 4% и с 1 апреля 2025 года — на 3,6% (среднегодовой размер пенсии составит 24 477 руб.).
Пропорционально увеличится и фиксированная выплата к страховой пенсии: в 2023 году она достигнет 7711,75 руб., в 2024-м — 8182,17 руб., в 2025-м — 8509,46 руб.

Работающих пенсионеров индексация в ближайшие три года не коснется, следует из бюджета ПФР.

Размер индексации определен исходя из того, что она не должна быть ниже уровня инфляции предыдущего года, говорится в пояснительных материалах Минтруда. При индексации пенсии в 2023 году учитывается ее дополнительное увеличение на 10% с 1 июля 2022 года.

2025 году планируется провести индексацию в два этапа — сначала по прогнозируемому уровню инфляции в 2024 году и затем по уровню роста доходов ПФР. Такая возможность закреплена в законе «О страховых пенсиях», нормы которого вступают в силу в 2025 году, пояснили РБК в пресс-службе Минтруда.

Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, в 2022 году инфляция разгонится до 17,5%, в 2023 году составит 6,1%, а в 2024 году вернется к таргету ЦБ в 4%. Однако в июне министр экономического развития Максим Решетников анонсировал, что прогнозы по году планируется пересмотреть в лучшую сторону. «Мы понимаем, что мы ощутимо ее [инфляцию] понизим, с учетом того что у нас четвертую неделю подряд [по состоянию на 17 июня] цены не растут. Но если смотреть год к году, конечно, она будет двузначная», — говорил министр.

Запланированные властями темпы индексации ожидаемо превышают утвержденные законом о бюджете ПФР на 2022–2024 годы: им предполагалось увеличение страховых пенсий неработающих пенсионеров в 2023 году на 5,6%, а в 2024 году — на 5,5%.

Несмотря на индексацию, зарплаты будут расти быстрее пенсий, следует из документов Минтруда. Соотношение страховой пенсии неработающих пенсионеров и зарплат будет с каждым годом уменьшаться и с 30,7% в 2023 году снизится до 29,6% в 2025 году.

В прогнозные показатели бюджета Минтруд закладывает и постепенное сокращение среднегодового количества получателей страховых пенсий по старости. По оценке ведомства, в ближайшие три года оно снизится на полмиллиона человек — с 38,23 млн в 2023 году до 37,73 млн в 2025 году. Расчет был сделан с учетом сроков наступления пенсионного возраста, указали в Минтруде.

Численность пенсионеров в России сокращается с 2019 года, когда началось поэтапное увеличение пенсионного возраста в результате пенсионной реформы. По данным Росстата, в первый год реформы их количество уменьшилось на 319 тыс. человек, и такая динамика полностью соответствовала ожиданиям властей. С 2020 года количество российских пенсионеров стало сокращаться быстрее первоначальных прогнозов из-за пандемии COVID-19. В 2021 году численность пенсионеров снизилась почти на 1 млн человек, писал РБК.

Параметры индексации сформированы Минтрудом на основе макропрогноза Минэкономразвития и в реальности могут отличаться от заложенных в бюджет сегодня, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Кроме того, если экономическая ситуация будет ухудшаться, возможны разовые денежные выплаты для пожилых граждан, допускает эксперт. Он считает, что давно назрела и индексация пенсий работающим пенсионерам: эти граждане чаще всего работают на невысоких зарплатах, поэтому их тоже целесообразно поддержать.

Что будет с бюджетом Пенсионного фонда

Бюджет Пенсионного фонда планируется профицитным, следует из проекта Минтруда. В 2023–2025 годах превышение доходов над расходами составит 37,8 млрд, 34 млрд и 31 млрд руб. соответственно.

Доходы ПФР на 2023 год определены на уровне 12,4 трлн руб., а в следующие два года предполагается их рост — до 13 трлн и 13,6 трлн руб. Это в среднем на 2,5 трлн руб. в год больше, чем планировалось бюджетом на 2022–2024 годы. Расходы бюджета ПФР на 2023 год определены в размере 12,39 трлн руб., а на 2024 и 2025 годы — 12,99 трлн и 13,59 трлн руб. соответственно.

Рост доходов будет обеспечен увеличением федерального трансферта: он составит 5,1 трлн руб. в 2023-м и 2024 году (вместо планировавшихся ранее 3,7 трлн руб.). Основная часть федеральных средств (порядка 60%) будет традиционно направлена на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пенсии бывшим госслужащим), материнский капитал, различные доплаты к пенсиям и выплаты отдельным категориям граждан. Чуть более 40% трансферта планируется потратить на страховые пенсии, а именно — валоризацию расчетного пенсионного капитала, компенсацию ПФР пониженных тарифов страховых взносов и на обязательное пенсионное страхование.

Собственные доходы фонда, которые формируются за счет поступлений страховых взносов, тоже будут увеличиваться, следует из проекта Минтруда. Согласно материалам ведомства, с 7 трлн руб. в 2023 году они вырастут до 8,2 трлн руб. в 2025 году.

На параметры бюджета могут оказать влияние уточнение макропрогноза Минэкономразвития и реализация дополнительных мер поддержки населения в условиях санкционного давления, уточняется в документе.

Проектировки бюджета ПФР, представленные Минтрудом, довольно оптимистичны, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Они предполагают устойчивый рост поступлений страховых взносов, хотя есть несколько тенденций, которые в ближайшие годы будут способствовать обратному. Среди них Сафонов называет увеличение числа самозанятых, которые не делают отчислений в ПФР, сокращение выхода молодых специалистов на рынок, а также смертность на фоне пандемии, в том числе среди россиян трудоспособного возраста. Кроме того, на фоне кризиса будет расти неформальная занятость, которая также напрямую повлияет на доходы ПФР, констатирует эксперт.

Читайте также:  Отсрочка от армии по беременности жены вторым ребенком

Возобновление с 1 января 2023 года работающим пенсионерам индексации страховой пенсии. Законопроект внесли в Госдуму

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий ввести перерасчет страховой пенсии по старости работающим пенсионерам, исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента. Текст документа размещен в понедельник в Telegram-канале замглавы фракции ЛДПР Ярослава Нилова:

Наши пенсионеры в большинстве пока не путешествуют круглый год по тёплым морям. Находят другие варианты, тратят свою пенсию на детей или внуков.

Не унывают наши люди, работают и зарабатывают. На пенсии сохраняют вклад в национальный ВВП. Кто бы спорил. Но им тоже ответ государства нужен. И перерасчёт пенсии справедливый, и индексация полноценная. Люди ждут который год. Работают, не жалуются, но ждут.

Вносим в Госдуму законопроект, авторы — депутаты и сенаторы от ЛДПР во главе с председателем Леонидом Слуцким. Нормальный перерасчёт, нормальная индексация пенсии. Да кто ж против? Вот и посмотрим — кто.

«Законопроектом предлагается внести в федеральный закон „О страховых пенсиях“ изменения, предусматривающие перерасчет с 1 января 2023 года страховой пенсии по старости работающим пенсионерам, исходя из максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента (10 вместо 3), применяемого при назначении страховой пенсии, а также возобновление с 1 января 2023 года индексации их страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии», — говорится в пояснительной записке.

Как отметили авторы инициативы, действующее пенсионное законодательство в отношении работающих пенсионеров содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии, «что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости».

«Принятие законопроекта позволит восстановить социальную справедливость в отношении работающих пенсионеров и повысить уровень их материального благосостояния», — заключается в документе.

Двойная индексация пенсий в январе

Российских пенсионеров в декабре ждут сразу две пенсии, и произойдет это из-за особенностей графика. Сначала россияне получат выплату в полном объеме за декабрь в начале месяца.

А с 20 по 25 декабря на карту перечислят деньги за январь. Дело в том, что из-за новогодних каникул ПФР работать не будет, поэтому пенсии перечислят досрочно. Об этом пишет «Телепрограмма».

Причем январская пенсия придет уже с учетом новой индексации на 4,8 процента. Но затронет это неработающих пенсионеров.

Специалисты рассказали, что в январе 2023 года российским пенсионерам проиндексируют пенсии в двойном размере. Об этом сообщает PRIMPRESS.

Отмечается, что данная процедура коснется пожилых граждан, имеющих малый доход. Так, если размер выплаты у пенсионера ниже прожиточного минимума, ему назначат социальную доплату.

Важно, что с января повышены будут не только страховые пенсии, но и прожиточный минимум для пенсионеров. А это значит, что индексация для таких пожилых граждан будет проведена дважды.

Таким образом, сначала пенсионеру зачислят индексацию на саму пенсию в исходном размере. А затем прибавку начислят еще и на соцдоплату, которая тоже вырастет вместе с прожиточным минимумом.

Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов

В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:

  • С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
  • С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
  • С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.

При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.

Социальные пенсии, доплаты и надбавки пенсионерам повышаются с 1 февраля

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.

Величина начисления пенсионного пособия зависит от нескольких факторов:

  • суммы бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • экономического состояния страны;
  • скорости инфляционных процессов.

Чтобы точно высчитать размер пенсиона, берется величина прожиточного минимума с нижним возрастным пенсионным цензом.

Прожиточный минимум представляется переменным значением, определяемым исходя из ступени инфляции, существующих цен, других экономических показателей. Описываемый параметр ежеквартально утверждает правительство Беларуси. Однако при наименьших значениях, государство предусматривает конкретные добавки к пенсии, находящиеся на уровне 20,0% от среднемесячного заработка в республике. Наименьшая выплата пособия после потери кормильца выражается 100% выплатами по возрасту, и такой же показатель назначается по выслуге лет.

  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Павышэнне пенсіі па інваліднасці для 1, 2, 3 групы ў…
  • Павышэнне пенсіі па страце карміцеля ў Беларусі ў 2021 годзе

Показатель среднего пенсионного обеспечения составлял 37,80% по стране. Однако некоторые области уже переступили 40% порог, в их число вошли Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская и Могилевская области. Но столичная область и сам Минск недотягивают до показателя на 5-10%. Исходя их этого, можно заметить, что чем ниже уровень средней зарплаты, тем выше пенсия.

Максимальная сумма обеспечения по возрасту равнялась 674 рубля, исключая различные надбавки, минимальная же исчислялась 217 рублями. Самые высокое пенсионное вознаграждение получали летчики гражданской авиации, бывшие ликвидаторы Чернобыльской аварии, их иждивенцы. Но президент Лукашенко в послании народу заявил, что среднее пенсионное пособие должно быть не менее половины суммы от среднемесячного заработка. Исходя из расчетов Министерства финансов, повышение пенсий в РБ до этого показателя, принесло бы пенсионерам 537 рублей.

С августа 2020 года увеличился бюджет прожиточного минимума, что повлекло за собой перерасчет социальных и пенсий по возрасту, добавок и повышений, дополнительных выплат пенсионерам старше 75 лет. В третьем квартале бюджет минимума в среднем на одного человека приравнивался к 256 белорусским рублям, поэтому увеличилось и пенсионное вспоможение:

  • социальные пенсии;
  • добавки пенсионерам старше 75 лет, получающим пособие в учреждениях по труду, социальной защиты населения и занятости;
  • добавки к обеспечению и увеличение самих пенсий некоторым категориям граждан пенсионного возраста;
  • социальные пособия по уходу за лицами, имеющие признаки инвалидности 1 группы либо за человеком старше 80 лет.
Читайте также:  Налог при продаже недвижимости в 2023 году для физических лиц по наследству

В республике функционирует государственный пенсионный механизм. Все собранные средства разделяются на следующие формы:

1. Солидарная или распределительная пенсия является видом выплат, собранных в качестве пенсионных взносов сотрудников предприятий и организаций.

2. Накопительная система предполагает конкретный счет работника, где откладываются будущие пенсионные средства. Последней представлена условно-накопительная, выраженная пенсионным страхованием.

Распределительный механизм указывает на то, что у государственных институтов находятся на контроле пенсионные активы, пенсионеры же вправе рассчитывать на упоминаемые социальные гарантии.

Военнослужащие отправляются на пенсию по некоторым качествам:

• выслуга лет;

• полученная инвалидность;

• возрастной ценз;

• заслуги перед страной.

Военное вспомоществование полагается после несения службы сроком 20 полных лет. Возрастным цензом является показатель 45 лет, но с его постепенным повышением, он увеличится до 48. Однако некоторые разряды военных вправе остаться служить родине после перехода на пенсию, хотя увеличение пенсии в 2021 году в Беларуси затрагивает и их. Таковыми являются военнослужащие в чине полковника не старше 50 лет, генерал-полковники ― не свыше 60 лет. Звание прапорщика, офицера и контрактника, при стаже службы 20 полных лет, дает право на получение половины суммы от предоставляемого денежного довольствия. Затем, сверх приведенного времени, ежегодно добавляется еще по 3,0%. Неудовлетворительное состояние здоровья, выход по возрасту полагают 60,0% денежного довольствия.

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

  • лицам старше 75 лет;
  • добавок по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми более 80 лет;
  • доплаты Героям республики, Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, донорам со званием Почетный.

Всего же в 2020 году на выплату вспомоществования было направлено свыше 13 млрд рублей.

Выплата пенсионного вспоможения в стране производится с 5 по 25 число календарного месяца, и выдается через банковские организации, почтовые отделения, структуры по осуществлению доставки. Для создания людям преклонного возраста удобных условий для получения денег, несколько изменился график выплаты пенсий, начальный срок выдачи сделали раньше. Через почтовое отделение и доставочное предприятие, вспомоществование можно будет получить, начиная с 3 числа, монетарные структуры начнут выдавать деньги с 5.

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

С этого года в Беларуси ввели достаточно пенсионных изменений, в том числе по возрасту выхода на заслуженный отдых, по минимальному страховому стажу, по пенсиям для многодетных матерей, а также в целом по расчету пенсий. Про эти изменения мы уже писали.

Еще одно изменение, которое ввели с 1 января этого года, касается отчислений нанимателей на профессиональное пенсионное страхование. Такие пенсии назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда.

С 1 января повысили отчисления на профессиональное пенсионное страхование следующих работников:

  • для работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации — 9% (вместо 4,8%);
  • для работников, осуществляющих непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации, — 9% (вместо 4,8%);
  • для бортоператоров и бортпроводников воздушных судов гражданской авиации — 9% (вместо 4,8%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет, — 9% (вместо 4,8%);
  • для спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и являющихся членами национальных команд Беларуси по видам спорта, — 9% (вместо 4,8%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, — 6% (вместо 2,6%);
  • для спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и не являющихся членами нацкоманд Беларуси, — 6% (вместо 2,6%);
  • для работников инженерно-технического состава гражданской авиации — 6% (вместо 2,3%);
  • для работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, — 6% (вместо 2,3%);
  • для женщин, работающих трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, — 6% (вместо 2,3%);
  • для мужчин, работающих трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — 6% (вместо 2,3%);
  • для женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющих определенные виды работ, а также работающих доярками (операторами машинного доения) — 6% (вместо 2,3%);
  • для водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским, — 6% (вместо 2,3%);
  • для работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, — 6% (вместо 2,3%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, — 4% (вместо 1,5%);
  • для отдельных категорий медицинских и педагогических работников — 4% (вместо 1,5%).

При этом отчисления на профессиональную пенсию для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, как и работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, составляют 9% и 6% соответственно.

К примеру, получается, что предприятие, где есть работники, занятые на подземных работах, в общей сумме платит на них обязательные страховые взносы в размере 43% от зарплаты (28% — на пенсионное обеспечение, 6% — на соцстрахование, 9% — на профессиональную пенсию).


Также на МЛЫН.BY


Как в Беларуси формируются пенсионные выплаты — секретами делится специалист из Несвижа

Автор фото: Светлана Курейчик, в качестве иллюстрации

  • Посчитали, на сколько ИП пополнили бюджет Минской области
  • Стали известны направления развития евразийской интеграции до 2025 года
  • Цены на детское питание, хлеб и хлебобулочные изделия вырастут в Беларуси
  • Siemens вне политики – компания выполнит контракт для Беларуси
  • Сколько денег и на что планируют привлечь в «Великий камень»
  • Выбор Редакции
  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша


Похожие записи: