Понятие и правовое положение регионального оператора
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и правовое положение регионального оператора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.
Кто и как выбирает регионального оператора ТКО
Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»от 24.06.1998 (изменения вступили в силу с 14.06.2020),статье 24.6, пункту 4,компания – юридическое лицо – может приступать к работе в качестве регионального оператора по результатам конкурса, который проходит под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. За победившей фирмой закрепляют зону ответственности. К конкурсантам выдвигают жесткие, но справедливые требования. Кроме пребывания в статусе юрлица и ведения деятельности в соответствующей сфере, компании желательно обладать следующими качествами:
- Иметь банковскую гарантию;
- Быть надежным провайдером услуг на рынке обращения с отходами;
- Предоставлять оперативную обратную связь жителям региона;
- Иметь высокий инвестиционный показатель;
- Иногда проверяется наличие совершенной технической базы.
В квартире долго никто не живет – как сделать перерасчет
За время отсутствия гражданина коммунальные службы делают перерасчет суммы оплаты за коммунальные услуги. Это же требование относится к оплате за услуги регионального оператора.
Вообще, закон допускает снижение суммы оплаты в двух случаях:
- Собственник или лицо, прописанное в квартире, доме, отсутствовало по месту жительства более 5 дней;
- Услуга по вывозу мусора оказана не должным образом.
В первом случае региональному оператору необходимо представить доказательства вашего отсутствия. Плату уменьшат при наличии документов:
- Заявления на перерасчет: подается в письменной форме – либо до отъезда, либо после возвращения, но не позднее, чем через 30 дней со дня приезда;
- Документа, подтверждающего факт отсутствия (командировочного удостоверения (копия), счета на оплату гостиничного номера, справки из больницы и др.).
Подробнее о порядке уменьшения суммы оплаты узнавайте из Правил № 354, пункта 148.
Некачественное оказание услуг региональным оператором – также повод для перерасчета. Если компания периодически нарушает правила обращения с отходами, можно требовать снижения стоимости согласно вышеуказанным правилам. В качестве доказательства нарушения обязанностей региональным оператором необходимо составить акт, в котором зафиксировать факт исполнения услуг ненадлежащим образом, и предоставить исполнителю коммунальных услуг.
После требуется направить нарушителю претензию с требованием об уменьшении платы за вывоз мусора. Далее остается действовать по традиционной схеме: если региональный оператор в определенный законом срок не даст ответ на претензию, жалобу необходимо направить в надзорную инстанцию. Какую? – Зависит от характера нарушений:
Надзорный орган |
Причина жалобы |
Росприроднадзор |
Имеет место нарушение лицензионных условий. Например, РО нарушает закон в области охраны природы и экологии |
Роспотребнадзор |
Нарушения санитарно-эпидемиологических норм |
Государственный орган, подписавший соглашение с РО |
Нарушение требований, изложенных в соглашении |
Энергетическая комиссия |
Проверка обоснованности установленных тарифов |
- До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
- До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
- Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
- Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
- Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
- Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.
Понятие «региональный оператор»
Это определение закреплено в ст. 178 ЖК. Региональный оператор – юрлицо, зарегистрированное субъектами РФ в правовой форме фонда.
После того как решение о формировании фонда капстроительства многоквартирного дома принято, владельцы помещений заключают с региональным оператором соглашение. Стороной в нем выступают собственники, владеющие 50% голосов.
Если на сборах владельцев жилпомещений многоквартирного дома не сделан выбор о формировании фонда капстроительства в установленный законом срок, органы исполнительной власти самостоятельно выносят решение о поступлении средств на специальный счет регионального оператора.
Перечисленные денежные средства на счет регионального оператора в качестве взносов являются имуществом оператора (ч.1 ст.179 ЖК). Формирование специального фонда происходит на основании обязательственных отношений каждого владельца. Иными словами, владельцы квартир уже не являются собственниками денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право потребовать выполнение капремонта коллективного имущества дома в качестве и сроках, определенных муниципальной программой капремонта домов.
Собственники, не выразившие согласие с выбором регионального оператора, составляют заявление в РЕГ об отказе в подписании соглашения. Основания, указанные в заявлении, являются доказательственными в случае судебных тяжб.
Если на ремонтные работы потрачены средства, превышающие размеры фонда капстроительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.
Функции и услуги регионального оператора
Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:
- Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
- Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
- Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
- Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
- Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
- Обеспечить раздельный сбор мусора
- Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
- Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
- Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
- Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.
Чем регулируется деятельность регионального оператора?
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии выданной Управлением федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по региону, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами региона, кроме того документы, регламентирующие работу регионального оператора:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
Порядок выполнения функций региональным оператором
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, включая процедуру финансирования капремонта, которое им осуществляется, устанавливают законодательные нормы субъектов России.
Операторы выполняют возложенные на них функции технического заказчика услуг или работ по капремонту совместного имущества через заключение контрактов про разработку проектной документации и контрактов про капитальный ремонт, разработку задания для корректного выполнения подобных услуг или работ, обеспечение особ, которые занимаются подготовкой проектной документации и непосредственно капитальным ремонтом, необходимыми для этого документами и материалами, а также осуществление прочего функционала, который предусмотрен Градостроительным кодексом РФ.
Подрядные организации, которые будут оказывать услуги или выполнять работы по капитальному ремонту, привлекаются РО на основании результатов конкурсных процедур. Требования, которые выдвигаются к подрядным организациям касаются:
- наличия у них опыта предоставления подобных услуг и/или выполнения работ;
- возможности представления организацией обеспечения выполнения контракта про предоставление услуг/работ;
- отсутствие у подобной организации задолженностей по бюджетным платежам;
- такая организация не должна находиться в процедуре банкротства или ликвидации;
- у структуры не должно быть неисполненных обязательств по ранее подписанным договорам или фактов расторжения подобных контрактов в результате серьезных нарушений, которые были допущены в ходе предоставления услуг по капитальному ремонту и т.д.
Какие нарушения могут быть со стороны оператора?
Весь перечень обязанностей указан в типовом договоре, с которым можно ознакомиться в том числе на сайте своего регионального оператора. Но основными проблемами при оказании услуг являются следующие моменты:
- Завышение тарифов. Их устанавливают органы региональной власти и обнародуют на своих официальных сайтах. Но организации иногда самовольно превышают нормы;
- Не соблюдаются сроки вывоза мусора. Согласно действующим санитарным правилам, в холодный период (при температуре ниже +5 градусов) допускается вывозить ТКО 1 раз в три дня. В теплый (при температуре выше +5 градусов) – обязателен вывоз каждый день;
- Если на контейнерной площадке установлены баки для сортировки отходов, а сборщики все сваливают в один мусоровоз. При этом оплата услуг включает в себя и работу по сортировке, т. е. сумма не оправдана.
Статья 179. Имущество регионального оператора
1. Имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
3) других не запрещенных законом источников.
2. Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
4. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Статья 187. Отчетность и аудит регионального оператора
1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность регионального оператора подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией (аудитором), отбираемой субъектом Российской Федерации на конкурсной основе.
2. Принятие решения о проведении аудита, утверждение договора с аудиторской организацией (аудитором) осуществляются в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также учредительными документами регионального оператора. Оплата услуг аудиторской организации (аудитора) осуществляется за счет средств регионального оператора, за исключением средств, полученных в виде платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
3. Региональный оператор не позднее чем через пять дней со дня представления аудиторского заключения аудиторской организацией (аудитором) обязан направить копию аудиторского заключения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, и контролирующий орган.
4. Годовой отчет регионального оператора и аудиторское заключение размещаются на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в порядке и в сроки, которые установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статья 178. Правовое положение регионального оператора
1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
2.1. Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.
3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.
4.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ.
4.2. Региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.
5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Оператор по обращению с ТКО не выполняет условия договора, куда обращаться?
Постановление №1156 содержит правила обращения с ТКО. Причем оно включает в себя те положения, которые ранее не были урегулированы Жилищным Кодексом или другими нормативными положениями.
Объясняются термины, такие как:
- негабаритный мусор;
- бункер;
- контейнером;
- контейнерная площадка;
- мусоровоз.
Введено понятие Региональный оператор, который занимается вопросами обращения ТКО. Он ведёт деятельность с учётом региональных программ и заключает договоры с конечными потребителями.
ФЗ об обращении с ТКО определяет приоритетным способом обработки автоматизированную сортировку. Также возможна переработка вторсырья для повторного использования.
При этом обязательным является извлечения из общей массы отходов I и II классов опасности. К ним относят в основном производственные отходы, а именно различные кислоты, щелочи, химические вещества.
Региональный оператор самостоятельно заключается договор на утилизацию отходов с соответствующими учреждениями, а также ежемесячно оплачивает услуги за мусор, который фактически ввезен на полигоны переработки или захоронения. При этом и сам потребитель тоже может заключить договор при необходимости с утилизирующими мусор предприятиями.
Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.
В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.
Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.
Она включает в себя:
- перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
- плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
- иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
- перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).
Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).
Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.
Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.
Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный ��ператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.
Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:
- взносов учредителя;
- платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).
Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.
Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.
В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.
Региональный оператор обязан:
- в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
- подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
- привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
- контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
- принимать работы, подписывать акты и другие документы;
- учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
- на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.
Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:
- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.
Порядок привлечения подрядных организаций устанавливают нормативные документы субъектов РФ. Но существуют и общие положения, которых придерживаются все региональные операторы. Для того чтобы решить все важные вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества, оператору в первую очередь нужно найти подрядчика. Сначала проводится предварительный отбор, во время которого подрядные организации могут подавать свои заявки на проведение текущего ремонта в многоквартирных домах.
Далее комиссией происходит их рассмотрение и формирование специального реестра. Квалификация подрядных организаций определяется согласно выполненным работам. После того, как предварительный отбор закончен, заказчик проводит электронный аукцион для осуществления закупок товаров и услуг.
Порядок заключения договора должен соответствовать гражданскому законодательству. Именно так региональный оператор и решает вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества.
Договор о предоставлении подрядчиком услуг может быть заключен не позднее трех недель после того, как будет опубликован протокол проведения аукциона. При этом исполнение соглашения должно быть гарантировано обеспечительным платежом или банковской гарантией. Что касается расторжения соглашения, то этот порядок также содержит ГК РФ. Расторгнуть договор можно по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме того, заказчик, то есть региональный оператор, имеет право на возмещение убытков. Причинами для этого являются:
- нарушение установленных сроков проведения текущего ремонта;
- задержка начала выполнения ремонтных услуг более чем на 5 дней;
- использование для текущего ремонта некачественных или опасных материалов;
- недействительность банковской гарантии, которую предоставил подрядчик;
- лишение подрядной организации права на проведение ремонтных работ в многоквартирных домах;
- нарушение других требований заказчика.
Кроме этого, существует также реестр недобросовестных подрядчиков, содержащий перечень организаций, с которыми лучше не сотрудничать во время текущего ремонта в многоквартирных домах. Порядок его ведения установлен законодательством.
Его ведением занимается орган власти, который был на это уполномочен. Реестр содержит все данные об этих организация, в том числе и ее наименование, адрес, информацию о расторгнутых с оператором договорах, если такие имели место быть. Эти данные содержатся в реестре в течение 3 лет со дня размещения, а затем исключаются оттуда.
1. Функциями регионального оператора являются:
- 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
- 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
- 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
- 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- 6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
1.1. Закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
3. Региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, а также требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации. Положения настоящей части также распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора.
4. Региональный оператор вправе открывать счета, за исключением специальных счетов, в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
Рейтинг организации: Средний подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?
Статус: ?
Действующее
Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
05.10.2016
Налоговый режим: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Среднесписочная численность работников: ?
01.01.2019 – 13
01.01.2018 – 11
Фонд оплаты труда / Средняя заработная плата Доступно в Премиум Доступе ?
Среднемесячная заработная плата в организации ниже среднемесячной заработной платы в регионе Москва по данным РОССТАТ
ОГРН ? |
5167746090870 присвоен: 05.10.2016 |
ИНН ? |
7724384629 |
КПП ? |
772401001 |
ОКПО ? |
04916301 |
ОКТМО ? |
45923000000 |
Регоператор: кто это такой и для исполнения каких функций он необходим
Региональный оператор по обращению с отходами — это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.
Его основная цель — соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.
Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.
Оператор по обращению с ТКО не выполняет условия договора, куда обращаться?
Постановление №1156 содержит правила обращения с ТКО. Причем оно включает в себя те положения, которые ранее не были урегулированы Жилищным Кодексом или другими нормативными положениями.
Объясняются термины, такие как:
- негабаритный мусор;
- бункер;
- контейнером;
- контейнерная площадка;
- мусоровоз.
Введено понятие Региональный оператор, который занимается вопросами обращения ТКО. Он ведёт деятельность с учётом региональных программ и заключает договоры с конечными потребителями.
ФЗ об обращении с ТКО определяет приоритетным способом обработки автоматизированную сортировку. Также возможна переработка вторсырья для повторного использования.
При этом обязательным является извлечения из общей массы отходов I и II классов опасности. К ним относят в основном производственные отходы, а именно различные кислоты, щелочи, химические вещества.
Региональный оператор самостоятельно заключается договор на утилизацию отходов с соответствующими учреждениями, а также ежемесячно оплачивает услуги за мусор, который фактически ввезен на полигоны переработки или захоронения. При этом и сам потребитель тоже может заключить договор при необходимости с утилизирующими мусор предприятиями.
Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.
В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.
Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.
Она включает в себя:
- перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
- плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
- иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
- перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).
Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).
Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.
Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов. Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение. Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.
Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный ��ператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.
Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:
- взносов учредителя;
- платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).
Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.
Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.
В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.
Региональный оператор обязан:
- в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
- подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
- привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
- контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
- принимать работы, подписывать акты и другие документы;
- учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
- на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.
Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:
- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.
Для Граждан:
- Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
- Общайтесь с юристами в чате.
- Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
- Получайте полезный контент.
Для Юристов:
- Общайтесь с авторами вопросов в чате.
- Дополнительный заработок.
- Отвечайте на вопросы на форуме.
- Ведите собственную страницу.
- Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.
ЖК РФ / Статья 178. Правовое положение регионального оператора
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 226-ФЗ
«О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О статусе военнослужащих»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ
«О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»
Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:
- Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
- Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
- Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
- Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
- Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
- Обеспечить раздельный сбор мусора
- Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
- Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
- Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
- Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.
Основным нормативным документом, регламентирующим обращение с отходами, является ФЗ « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ. Законом о мусорной реформе называют поправки, внесенные в него Законом № 503-ФЗ от 31.12.2017 года. Федеральный закон устанавливает, что сбором и обращением с твердыми коммунальными отходами в России занимаются региональные операторы.
Региональное законодательство:
- ПП Москвы № 734-ПП от 18.06.2019 определяет первый этап перехода к раздельному сбору мусора в г. Москва с 01.01.2020 года.
- Приказ № 709-тд от 14.12.2018утверждает производственную программу по обращению с ТКО ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3» на 2019-2021 годы.
- ПП Москвы от 4 июля 2021 г. № 403-ПП регламентирует порядок согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО, вносит изменения в ПП Москвы от 24.08.2010 года №734 и от 06.10.2015 года №633.
- ПП Москвы № 492-ПП от 09.08.2016 утверждает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО.
- ПП Московской обл. от 02.10.2018 года № 690/34 устанавливает предельные единые тарифы для регоператоров Подмосковья.
Оператор: как его контролировать
Региональный оператор – это обязательно юридическое лицо, имеющее действующую лицензию на деятельность по обращению с ТКО. Выбирается на 10 лет по итогам конкурса, который проводит уполномоченный орган местной власти субъекта РФ. Основными критериями выбора являются стоимость и качество предоставляемых услуг.
Оператор отвечает за весь цикл работы с отходами – сбор, транспортировку, обработку и утилизацию. Оплата услуг производится собственниками ТКО согласно тарифу, определенному оператором в пределах установленного в регионе единого тарифа.
Контроль за работой региональных операторов осуществляют местные органы исполнительной власти, с которыми подписан контракт, и Российский экологический оператор по вывозу мусора. С 26.06.2019 года запущен РЭО Радар, с помощью которого граждане могут пожаловаться на проблемы с мусором и работу региональных операторов — в Московской области это 7 предприятий.