Какой штраф за фаркоп на легковом автомобиле в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за фаркоп на легковом автомобиле в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля
Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:
- замена типа кузова;
- замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
- изменение расположения сидений и/или их количества;
- замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
- замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
- демонтаж или установка ГБО;
- замена тормозной системы;
- установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
- установка дополнительных баков для топлива;
- переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
- замена бамперов;
- изменения в ходовой части транспортного средства;
- переустановка руля;
- корректировка габаритных и весовых параметров.
Что делать перед покупкой фаркопа?
Прежде, чем покупать тягово-сцепное устройство, рекомендуется внимательно изучить информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Если в техпаспорте машины указано, что на данную модель разрешено устанавливать ТСУ и авто предусмотрено для буксировки прицепа, то монтаж оборудования можно проводить смело, не прибегая к его регистрации в ГИБДД. Это не будет считаться внесением изменений в конструкцию агрегата. Автовладелец вправе установить фаркоп в выбранной им автомастерской (или самостоятельно, строго следуя инструкции) и пользоваться им по своему усмотрению.
- Если в техпаспорте нет информации, разрешающей крепление ТСУ, водитель должен быть готов пройти техническую экспертизу. Она покажет, можно ли на данную модель машины устанавливать «крюк». Кроме этого, монтаж фаркопа необходимо будет зарегистрировать в Госавтоинспекции.
- Найти ТСУ, подходящее под данную модель машины. Для этого запросить у производителя оборудования необходимую документацию. Если ее не окажется, обратиться к другому продавцу с аналогичной просьбой.
- Заранее подыскать автомобильный сервис, который займется установкой фаркопа. Желательно выбрать такое СТО, где после монтажа на руки выдаются бумаги, подтверждающие право на эксплуатацию автомобиля с установленным оборудованием.
Покупать тягово-сцепное устройство необходимо только у проверенных продавцов. Фаркоп обязательно должно иметь сертификат соответствия. Учитываются такие моменты, как:
- совместимость фаркопа и модели автомобиля (информация отражена в документации к устройству);
- способ крепления оборудования на кузове машины (этот момент лучше уточнить в том сервисном центре, где планируется монтаж изделия);
- характеристики ТСУ, в том числе масса, габариты, конструктивные особенности;
- соответствие свойств тягово-сцепного устройства государственным требованиям.
При выборе ТСУ необходимо обратить внимание на то, чтобы деталь не перекрывала госномер автомобиля и не создавала помех другим участникам дорожного движения.
В некоторых случаях в 2023 году монтаж фаркопа запрещен.
- На устройство нет документов.
- Оборудование закреплено на кузове не по инструкции, посредством самодельных болтов или сварки. Фиксация оборудования должна происходить только согласно инструкции и с помощью специальных крепежей.
- ТСУ излишне выходит за пределы автомобильного бампера. Следующие позади машины рискуют столкнуться с торчащими деталями.
Все автомобильные средства, эксплуатируемые на дорогах страны, а также установленное на них оборудование, должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Согласно п. 77 раздела 4 гл. V Оценки соответствия, регистрация дополнительных компонентов автомобиля не требуется в следующих случаях:
- Монтаж фаркопа предусмотрен заводом изготовителем ТС, о чем в технической документации имеется соответствующая отметка.
- Дополнительное устройство предназначено для установки на машину, прошло проверку соответствия и имеет подтверждающие документы завода-изготовителя.
- Изменения конструкции автомобиля произведены серийно, т.е. при установке оборудования на заводе-изготовителе.
Исходя из требований указанного Регламента, автомобилист при эксплуатации машины с установленным фаркопом должен иметь в наличии следующие документы:
- техническую документацию на автомобиль (руководство по эксплуатации), где имеется отметка об установке дополнительного оборудования;
- документы на фаркоп подтверждающие, что его конструкцию можно установить на эту модель автомобиля;
- сертификат о соответствии фаркопа требованиям Технического регламента.
- Буксирный крюк — буксирный крюк под кузовом, может быть съемным и несъемным.
- Для управления машиной с тягово-сцепным устройством и прицепом до 750 кг достаточно лицензии категории B.
- Если ваша модель автомобиля оснащена буксирным крюком, установите устройство в сертифицированном центре. Регистрация не требуется.
- Штраф за самодельный или неисправный фаркоп — 500 рублей. Инспектор имеет право отправить автомобиль на захваченную стоянку.
- Если с машиной нет заминки, будьте готовы заплатить аккредитованной лаборатории и обратиться в ГИБДД. Далее вам будут сделаны пометки на фаркопе в СТС и ПТС.
Фаркоп может быть предусмотрен конструкцией
Если в данных документах тягово-сцепное устройство упоминается, то вам повезло.
Вполне нормальное явление, когда сам фаркоп нарисован в каталоге, и рядом на рисунке указан его парт-номер, а на машину с завода его не поставили – не предусмотрен его монтаж данной конкретной комплектацией. Тогда вам достаточно обратиться к официальному дилеру или поставщику запасных частей, и по парт-номеру вам пришлют фаркоп, который встанет как родной на заранее подготовленное для него место.
В данном случае фаркоп является компонентом транспортного средства, поставляемым на сборочное производство или в качестве запасной части. Его установка по техническому регламенту на безопасность автомобиля не влияет и внесением изменений в конструкцию не является (пункт 20 ТР).
Аналогичная ситуация, если в руководстве по эксплуатации подробно по шагам и со схемой расписано, как можно смонтировать тягово-сцепное устройство на ваш автомобиль.
Категория прав для машины с фаркопом
Категория прав зависит от прицепа, который водитель планирует прикрепить к фаркопу. О категориях мы писали в трейлере статьи:
Машина | Масса прицепа, кг | Общий вес, кг | Категория |
---|---|---|---|
пассажиры | до 750 или вес станка | до 3500 | Б |
от 750 | от 3500 | БЫТЬ | |
транспорт | до 750 | — | DO, DO1 |
от 750 | — | ТАМ ЕСТЬ | |
от 750 | до 12 000 | Do1 | |
автобус | до 750 | — | RE, RE1 |
от 750 | — | DE | |
от 750 | до 12 000 | RE1MI |
Категория прав для машины с фаркопом
Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:
Машина | Вес прицепа, кг | Общий вес, кг | Категория |
---|---|---|---|
легковая | до 750 или веса машины | до 3500 | B |
от 750 | от 3500 | BE | |
грузовая | до 750 | — | C, C1 |
от 750 | — | CE | |
от 750 | до 12 000 | C1E | |
автобус | до 750 | — | D, D1 |
от 750 | — | DE | |
от 750 | до 12 000 | D1E |
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Фаркоп, или тягово-сцепное устройство — это деталь для крепления прицепа к кузову автомобиля. Она подходит для буксировки прицепов и трейлеров, позволяет перевозить на машине снегоходы, квадроциклы, устанавливать велокрепления.
По госту фаркоп состоит из двух частей:
Фаркопы бывают трех видов: съемные, условно-съемные и несъемные. Разберем, для каких ситуаций они подходят.
Несъемный. Шаровый узел приваривается к балке, снять его невозможно. Это наиболее надежное решение для тяжелых прицепов.
Условно-съемный. В таком фаркопе шар прикручивают к балке болтами. Его можно снять с помощью инструментов, балка останется на месте.
Съемный. В таких системах шар фаркопа можно установить и снять без инструментов — просто открутить рукой гайку с пластиковой ручкой. После этого фаркоп на машине не будет видно со стороны.
Фаркоп установлен без разрешения, как поступить
Ситуаций, в которых новые приспособления используются для переоснащения авто без соблюдения стандартной процедуры, не редкость. При использовании тяговой конструкции для прицепа возникает необходимость получения разрешения на нее.
Зачастую производитель предусматривает возможность оснащения конкретной модели авто фаркопом. Тогда можно обратиться к нему за документами. Но чаще имеют место случаи, когда в конструкции машины, такого приспособления не предусмотрено в принципе. Как быть в этой ситуации?
Вариантов поведения в такой ситуации несколько:
Для справки! На 99 % моделей транспортных средств, эксплуатация фаркопа разрешена производителем, что избавляет собственников таких автомобилей от необходимости оформления специального разрешения.
Что делать, если инспектор остановил «доработанный» автомобиль?
В случае остановки и проверки на дороге каждому автовладельцу важно понимать, что в зависимости от объемов проведенных работ, соответствие автомобиля требованиям ГОСТов и техрегламента может проверяться и устанавливаться как на дороге самими сотрудниками ГИБДД (с применением оборудования, которым может являться рулетка, угломер, прибор для проверки эффективности работы тормозной системы в дорожных условиях, штангенциркуль с линейкой), так и путем принудительного препровождения автомобиля в стационарные пункты проверки — там автомобиль пройдет испытания на универсальных роликовых и площадочных стендах. При попытке привлечения до 1 июля 2021 года к административной ответственности за нарушения требований постановления правительства РФ №413 без проведения специальных, предусмотренных ГОСТом 33670–2015 экспертиз и испытаний для оценки соответствия, необходимо обжаловать решения ГИБДД в прокуратуре и в суде, — советует адвокат.
Адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Интеллект. Конструктивность. Альтернативность» Михаил Тарасов:
—
Формулировка «единичное ТС» указывает на то, что отход от уточнения в виде формулировки «тип транспортного средства» — не просто забывчивость, как на то указали многие эксперты и журналисты, а попытка регулирования тюнинга на каждый автомобиль и преследование определенных целей. Разбираться, чем же это продиктовано (желанием извлечь процедурой согласования изменений конструкции автомобиля экономическую выгоду для государства либо же реальным стремлением уменьшить количество ДТП с участием доработанных автомобилей и стремлением сохранить больше жизней на дорогах), невозможно по одной простой причине — отдельного учета фактов смертельных ДТП с участием тюнингованных авто в действующей системе правовой статистики учета преступности в России не существует.
Но все-таки хочется верить, что это скорее обусловлено борьбой с причинами и условиями ДТП, поскольку, на мой взгляд, существенное вмешательство в конструкцию автомобиля в кустарных условиях несет определенную опасность для всех участников дорожного движения, и этот процесс действительно давно требовал регламентации.
- О других ограничениях техрегламента для автомобилистов читайте здесь.
- Если вам удобнее читать (или смотреть) нас в соцсетях, подписывайтесь на «За рулем» в Instagram, Вконтакте, Facebook, Youtube, Яндекс.Дзен
Порядок для установки фаркопа
Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий:
- определяются с возможностью установки – легковой автомобиль должен быть рассчитан на буксировку прицепа, для тягово-сцепного устройства изготовителем подразумевается специальное место;
- выбирают агрегат у производителя, согласовывая выбор с моделью и маркой автомобиля;
- обращаются к автосервису для монтажа с дальнейшим оформлением бумаг;
- получают документы для установки фаркопа, проходят его регистрацию в ГИБДД.
Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно, если соблюдаются условия:
- установка предусмотрена изготовителем транспортного средства;
- на приспособление имеется паспорт и сертификат, доказывающий правомерность его монтажа;
- устройство монтировано согласно инструкции без внесения изменений в конструкцию автомобиля, то есть сверление, сварка и иные действия не проводились.
Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы:
- заявку на регистрацию, ее форма для заполнения предлагается на месте;
- двустороннюю копию ПТС;
- документы на фаркоп;
- свидетельство о регистрации легкового автомобиля.
Правила установки фаркопа
Так как, по большей части, ТСУ крепится на кузове или раме автомобиля или другого транспортного средства – производители машин заранее предусматривают в своих флагманских моделях место крепления фаркопа.
Чтобы установить устройство – достаточно будет демонтировать бампер, отогнуть теплозащиту (опционально, для некоторых моделей авто), после чего опустить вниз глушитель. Затем необходимо удалить заглушки крепёжных элементов, совместить с кузовом транспортного средства кронштейны, поставить на место балку и затянуть до упора болты. После этого, глушитель, а также теплозащита и бампер – устанавливаются в прежнее положение.
Примечание автора
Описанный выше порядок монтажа ТСУ – может сильно отличаться, в зависимости от вашей модели автомобиля. Так, например, для установки фаркопа в некоторых ТС потребует дополнительно просверлить несколько отверстий.
Помните, что фаркоп воспрещено ставить на транспортные средства, которым на законодательном уровне запрещено эксплуатировать прицепы!
Также, напоминаем, что для легковых автомобилей данные ограничения могут быть наложены в случае, если сумма разрешённой массы прицепа, а также машины, превышает вес 3.5 тонны!
Как не платить штраф за прицепное устройство легкового автомобиля
Какой штраф за прицепное устройство легкового автомобиля в 2021 году и как избежать подобных неприятностей – расскажет автор рубрики «Автомобильное право» и практикующий юрист – Олег Устинов.
Фаркопом называется специальное ТСУ (тягово-сцепное устройство), основной целью использования которого является надёжная фиксация грузового прицепа с транспортным средством. При этом, действующее в Российской Федерации в 2021 году законодательство – точно регламентирует порядок и требования для применения подобного оборудования.
К примеру, данное устройство, в некоторых случаях, может быть расценено законодателем, как внесение несанкционированных изменений в конструкцию автомобиля. А это, в свою очередь – влечёт за собой административную ответственность.
Порядок постановки фаркопа на учёт в ГИБДД
Некоторые автовладельцы даже не задумываются о том, можно ли ездить с фаркопом без прицепа и недоумевают, получив за это штраф. Мнение же автоинспекции по данному вопросу однозначно – самовольно установленный крепёж может нести опасность для других участников дорожного движения. В частности, сильно выступающий за пределы кузова фаркоп может значительно увеличить повреждения, полученные автомобилем, ехавшим сзади. Поэтому кустарная установка крепёжной системы попадает под действие КоАП и наказывается материально.
Вместе с тем, законодательные нормы разрешают монтаж фаркопов, однако он должен иметь сопроводительную документацию и быть зарегистрирован в ГИБДД.
От обязательной постановки на учёт освобождаются:
- новые автомобили, в которых возможность установки фаркопа поступила напрямую с завода-изготовителя и сведения о нём фигурируют в руководстве по эксплуатации ТС;
- автомобили, где установкой занимался официальный дилер или сервисный центр, имеющий необходимую сопроводительную документацию (паспорт и сертификат соответствия).