Специалист по физической культуре и спорту это педагогическое образование
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специалист по физической культуре и спорту это педагогическое образование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.
Цели изучения дисциплины
Основные задачи программы:
- Формирований системы знаний, навыков и умений для овладения будущей профессией;
- Развитие педагогического мышления;
- Эмоционально-ценностное воспитание будущих педагогов;
- Развитие навыков творческого мышления;
- Инновационный подход к процессу обучения в сфере физкультуры с использованием действенных технологий подачи знаний.
В программе предусмотрено изучение форм эффективного общения учителя (тренера) с учениками:
- Стиль общения – авторитарный, либеральный, демократический и т.д.;
- Техника общения – голос, интонации, стиль, форма, темп, ритм речи;
- Манера поведения – мимика, осанка, жесты.
Особое внимание уделяется навыкам общения с детьми, умению находить подход к каждому ученику. В случае необходимости, будущего учителя обучают разрабатывать индивидуальные программы занятий, помочь подопечному поверить в себя и свои силы, нацелить на результат.
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Профессиональная подготовка в области физической культуры и спорта
Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки в области физической культуры и спорта, владеющие основами теории и методики обучения физической культуре и спорту. Выпускники программы смогут работать в сфере основного и дополнительного образования детей и взрослых.
Длительность обучения: очная форма – 2 года, заочная форма – 2 года 6 месяцев. Программа имеет государственную аккредитацию.
Цель программы — подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая; научно-исследовательская; методическая.
- педагогическая деятельность: изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
- научно-исследовательская деятельность: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
- методическая деятельность: изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.
Что я буду изучать?
Самым главным направлением работы магистранта в процессе обучения является научно-исследовательская деятельность. Обучение ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего навыков проведения самостоятельных научных исследований. В рамках подготовки магистерской диссертаций, разрабатываются и реализуются различные научные и исследовательские проекты, гранты; магистры принимают участие в конференциях, форумах, симпозиумах различного уровня, публикуют результаты своих исследований в ведущих журналах России и за рубежом.
Также магистранта ждет изучение необходимых дисциплин: «Инновационные процессы в сфере физической культуры и спорта», «Профессиональный спорт», «Методология и методы научного исследования», «Профессиональный иностранный язык», «Механизмы формирования резервов функций», «Стратегия многолетней подготовки спортивного резерва» и др.
Преимущества программы
- Высокий уровень подготовки. Учебные занятия проводятся с использованием современных информационных технологий, активных и интерактивных форм обучения.
- Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, выдающиеся практики, авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
- Индивидуальная образовательная траектория. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. Для прохождения практики заключены договоры более чем с 10 образовательными учреждениями. Это дает возможность определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
- Высокий уровень научной деятельности студентов подтверждается многочисленными победами на конференциях межрегионального, всероссийского масштаба, участием в конференциях и симпозиумах международного уровня.
Должностные обязанности
Профессия учителя физкультуры подразумевает набор определенных обязанностей. В них входят:
- выбор программы и подбор правильной учебно-методической литературы;
- проведение занятий с учетом физиологических и психологических особенностей учеников;
- обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока;
- использование разных методов обучения;
- внедрение индивидуальных программ;
- составление тематических планов на учебный год, а также на каждый урок;
- мотивирование учеников вести здоровый образ жизни;
- развитие способностей учащихся и раскрытие их потенциала;
- правильная оценка самочувствия и возможностей каждого ученика;
- проверка усвоенных знаний школьников;
- заполнение журнала;
- знание требований к оснащению инвентарем спортивного зала;
- проверка исправности инвентаря и устранение поломок (при наличии);
- знание правил спортивных игр;
- умение показать ученикам технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков;
- умение разрешать конфликтные ситуации;
- навыки оказания первой медицинской помощи;
- знание правил пожарной безопасности и охраны труда;
- уважительное отношение к ученикам;
- принятие участия в деятельности педсоветов и совещаний;
- соблюдение морально-нравственных норм.
Специальность физическая культура заочно
- Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма — Спортивная тренировка (очно и заочно);
- Тульский государственный университет;
- Великолукская государственная академия физической культуры и спорта;
- Московская государственная академия физической культуры;
- Волгоградская государственная академия физической культуры;
- Воронежский государственный институт физической культуры;
- Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта(г. Санкт-Петербург);
- Пензенский государственный университет;
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
Молодой специалист становится достаточно компетентен для выполнения таких профессиональных задач:
- организация занятий по физкультуре с детьми разного возраста;
- разработка программ занятий и учебных планов;
- организация внеклассных работ спортивного плана;
- оценка физической формы ученика;
- выбор оптимальных средств и методов развития физических возможностей;
- профилактические меры по предупреждению травм;
- оказание доврачебной помощи;
- формирование мотивационных посылов у детей и представителей молодежи;
- тренировки по разным видам спорта;
- разработка программ оздоровительного направления;
- организация массовых мероприятий и тренировок;
- обеспечение безопасности на занятиях;
- составление отчетов и финансовых документов;
- исследовательская деятельность в сфере физкультуры и спорта.
Профессиональный этикет и обязанности
Преподавание физкультуры возможно и для женщин, и для мужчин. Начать преподавать можно уже после завершения официальной спортивной карьеры или после получения диплома в рамках педагогического образования.
Профессия учителя требует соблюдать ряд обязанностей:
- выбирать программы обучения;
- проводить уроки с учетом возраста и физиологии;
- использовать разные приемы и методики обучения, включая предписания лечащего врача;
- планировать учебный процесс на каждый урок, учебную четверть или год;
- мотивировать детей на достижения;
- проводить обучение с учетом способностей каждого ученика;
- обеспечить жизнь и здоровье учеников во время занятий;
- контролировать и оценивать освоенный материал.
Преподаватель физкультуры должен постоянно проводить проверку на исправность спортивного инвентаря, а при необходимости устранять поломку. Это связано с тем, что во время занятий в первую очередь обеспечивается безопасность учеников.
Профессиональные и личные качества
Мастерство учителя определяется не только имеющимися профессиональными достижениями, но и личностными качествами. Навыки коммуникации с детьми приводя к быстрому освоению программы.
Можно выделить следующие профессионально значимые качества личности:
- мировоззрение;
- педагогические способности;
- положительное отношение к работе;
- профессиональные умения, знания и навыки;
- внедрение новых разработок и методик;
- общая эрудиция;
- применение психологических навыков;
- широкий кругозор;
- педагогическое мастерство;
- увлеченность собственной работой;
- педагогический такт;
- ораторское искусство;
- навыки коммуникации.
Среди самых важных качеств преподавателя можно выделить умение работать с детьми и налаживать с ними хороший контакт. Здесь требуется интуиция, внимательность, умение контролировать одновременно несколько процессов. К положительным моментам можно выделить психологическую и физическую выносливость, ведь в течение дня приходится контактировать с детьми разного возраста и уровня подготовки.
Только при обладании нужными личностными качествами можно стать хорошим преподавателем. После освоения профессии можно поступить на работу в частной или государственной школе.
Какая заработная плата полагается
Уровень оплаты труда по профессии отличается в крупных городах и небольших районных центрах. Самые высокие доходы характерны для Москвы и Санкт-Петербурга. С учетом преподавания вне учета основного рабочего времени, уровня прямой квалификации и стажа зарплата составляет 40-60 тысяч рублей. Также возможно руководство класса для получения дополнительной надбавки.
В городах и районах центральной России учитель может рассчитывать на заработную плату на уровне 15-20 тысяч рублей. В районах Крайнего Севера и на приравненных территориях доходы доходят до 70 тысяч рублей.
Учителя по призванию могут получить дополнительный заработок. Для этого можно дополнительно работать в тренажерном зале, санатории или фитнес-центре. Такая работа занимает немного времени, может длиться несколько часов в течении рабочей недели.
Какое образование нужно и где учиться
Телесному развитию подрастающего поколения уделялось большое внимание ещё со времён Древней Греции, учитель физкультуры — это специальность, привычная со школьной скамьи, она появилась только в 60-е годы XX века. И на сегодня остаётся актуальной, востребованной: работать с детьми могут далеко не все, поэтому, где только не ведётся поиск грамотных специалистов образовательными учреждениями.
На первый взгляд, его работа кажется простой и обыденной: разве сложно разучить с детьми несколько упражнений или показать, как поразить мячом баскетбольную корзину? Чтобы стать учителем физкультуры в школе нужно изучить профессию изнутри, обычный человек видит лишь надводную часть айсберга.
При кажущейся простоте трудовых будней, где кроется работа с учениками, преподаватель физвоспитания должен получить соответствующее образование, знать какая работа ему предстоит, доказать, что он может работать с подростками, выполняя свои обязанности. Ставка – 36 часов работы в неделю, средняя зарплата у учителя физкультуры в школе по Москве и Московской области составляет около 50000 рублей, по другим регионам России она меньше.
Выучиться ремеслу физкультурника можно в высшем учебном заведении (ВУЗе) и среднеспециальном (ССУЗе), причем в последний можно поступить без экзаменов, предоставив школьный аттестат и продемонстрировав собственную физическую подготовку. А вот высшее учебное заведение предъявляет к абитуриенту более строгие требования. Необходимо сдать экзамены по нескольким предметам:
- по русскому языку;
- по биологии;
- по математике;
- по обществознанию.
Вступительное тестирование проводится в форме ЕГЭ. Затем абитуриент должен показать свою спортивную подготовку, а иногда и сдать зачёт по основам ЗОЖ.
Обязанности учителя физкультуры в школе
Что относится к профессиональным обязанностям «физкультурника»? Заглянем за кулисы школьной жизни.
- Проведение спортивных праздников, «дней здоровья», внеклассных мероприятий.
- Организация соревнований различного уровня (от школьного до всероссийского).
- Забота о соблюдении правил техники безопасности во время занятий в спортивном зале или на улице.
- Заполнение классного журнала (во многих учебных заведениях — электронного), составление методических программ, сценариев мероприятий, эстафет для спортивных состязаний.
- Непосредственно проведение уроков физкультуры.
- Дежурство на школьных мероприятиях, уход за спортивным инвентарём.
Получение профильного образования
Образование педагог физической культуры получают в колледже или специальном учебном педагогическом учреждении. Но этого уровня будет достаточно для преподавания в младших или средних классах. Для получения полного перечня возможностей учитель должен закончить ВУЗ по специальности физвоспитание или охрана труда. Туда можно подавать документы после школы или принять участие в программах по повышению квалификации.
Экзамены для поступления:
• Предоставить результаты ЕГЭ.
• Сдать экзамен по физической культуре.
• Провести собеседование с преподавателями ВУЗа или колледжа.
Срок обучения специалиста – 2-5 лет. За это время он получит знания об организации учебного процесса, сведения о правилах проведения занятий. Каждый пять лет нужно подтверждать квалификацию.
Перспективы трудоустройства по профессии
Это направление порождает специалистов, которые всегда являются востребованными на рынке труда. А на фоне популяризации здорового образа жизни они становятся еще ценнее.
Работать после курса можно не только обычным учителем физкультуры. Для бакалавра возможности профессиональной реализации намного шире. Полученные ззания позволят ему трудоустроиться в спортивные центры, туристические организации, в сфере услуг и управления. Также подобные специалисты востребованы в развлекательной и оздоровительной отрасли. Можно устроиться в современный фитнес-центр, тренажерный зал, бассейн.
Кем работают выпускники курса:
-
учитель физкультуры;
- тренер;
- организатор отдыха и досуга;
- инструктор по туризму/спорту;
- методист по организации спортивной/физкультурной работе;
- учитель основ безопасности жизнедеятельности.
Средний уровень зарплаты обычного учителя составляет 25-30 тысяч рублей. Однако для бывшего студента, который готов делать карьеру, прилагая все умения и знания, открываются широкие перспективы при работе в других направлениях. Высокооплачиваемыми считаются должности тренеров в частных спортивных клубах, специалистов при реабилитационных центрах.
Как сделать жизнь учеников лучше?
Рассказывайте, почему полезны конкретные упражнения и объясняйте, как избежать травм. Нередко инструкторы по физической культуре строят занятия по принципу «я делаю, а вы повторяете». В итоге дети не понимают, зачем нужны упражнения, какие мышцы они задействуют и какие ошибки могут привести к травмам. Это незнание может сохраниться и во взрослой жизни. Иногда люди настолько плохо знакомы с техникой физнагрузок, что могут сорвать себе спину, всего лишь неправильно поднимая тяжести.
Научите правильно принимать и победы, и поражения. Ребенок может серьезно расстроиться из-за проигрыша не только в крупных соревнованиях, но и в пятиминутной эстафете или в игре, которую вы запланировали на конец урока. Победитель, напротив, может переоценивать свое достижение и даже насмехаться над соперниками. У инструктора по физкультуре много возможностей обучить правильной реакции и на победу, и на поражение.
Научите детей правильно бегать, кататься на лыжах и коньках, плавать. Нередко на уроках учитель просто объясняет, что нужно делать, а дети выполняют задание. Конечно, далеко не всегда удается уделить внимание каждому ребенку и объяснить, что именно он делает неправильно, ведь учитель должен следить за всей группой и вдобавок поддерживать дисциплину. Но общего объяснения и фразы «а теперь бегайте по кругу 10 минут» недостаточно, чтобы все дети поняли, как двигаться эффективнее и безопаснее, меньше уставать, снижать нагрузку на суставы. Пусть ученики меньше времени потратят на физнагрузки, но точно поймут, что делать — это многократно пригодится им в будущем.
Потребности в подготовке квалифицированных специалистов в области физического воспитания и спорта в нашей стране всегда были столь велики, что, несмотря на трудности, молодое Советское правительство нашло возможность открыть институты физической культуры в1919г. -в Петрограде (ныне -Санкт-Петербург), а в 1920 г. — в Москве. Созданные вузы в условиях Гражданской войны и разрухи не только начали подготовку высококвалифицированных специалистов, но и обеспечивали научно-исследовательскую разработку вопросов физического воспитания. В настоящее время эти вузы существенно расширили направления подготовки своих специалистов и приобрели статус университетов. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербурга и Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма осуществляют подготовку и повышение квалификации работников различных направлений в области физической культуры и спорта, научных и научно-педагогических работников, выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являются ведущими научными и учебно-методическими центрами в области физической культуры и спорта.
Бурное развитие и рост физкультурно-спортивного движения в стране и возросшая в связи с этим потребность в специалистах, остро поставили вопрос о необходимости создания целой системы подготовки физкультурных и спортивных кадров, начиная с семинаров и курсов, готовивших общественные физкультурные кадры и кончая институтами физической культуры с аспирантурой, высшей школой тренеров и отделениями повышения квалификации специалистов с высшим физкультурным образованием. Открылись новые институты, техникумы физической культуры, школы тренеров, факультеты физического воспитания в педагогических вузах и университетах. Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала 90-х годов XX в. оказали существенное влияние на российское образование, в том числе и физкультурное, позволив реализовать идеи, связанные с академической автономностью высших учебных заведений, обеспечением многообразия образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ, развитием многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статус высшего учебного заведения в настоящее время определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
Университет — высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия — высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт — высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а так же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
В настоящее время физкультурно-спортивные кадры у нас в стране готовятся в 5 университетах, 6 академиях и 3 институтах физической культуры, имеющих 13 филиалов. Кроме того, специалистов в области физической культуры и спорта готовят нескольких десятках факультетов физического воспитания педагогических университетов, а также в 20 средних специальных учебных заведениях (техникумы, колледжи и училища олимпийского резерва). В рамках этой системы функционируют 7 докторантур, 14 аспирантур, 11 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В системе федеральных образовательных учреждений Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризма) находятся два научно-исследовательских института физической культуры и два учреждения дополнительного профессионального образования.
В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами по видам спорта и командами высших лиг. Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области физической культуры и спорта.
Система образовательных учреждений обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы физической культуры и спорта, в том числе научно-педагогических и научных, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для обеспечения учебного процесса основной образовательной программы подготовки выпускника по направлению «Физическая культура», «Спорт» и другим все вузы должны обеспечивать полноценную подготовку высококвалифицированного специалиста по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, общематематическим и естественно-научным дисциплинам, общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Особое значение в освоении приемов педагогической и научно-методической деятельности занимает профилированная (педагогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения, навыки приходится применять фактически в целостной профессиональной деятельности в должности тренера, учителя физической культуры, научного работника или методиста. Практика служит «полигоном» для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии и для освоения навыков педагогической и научно-методической деятельности.
Важным разделом работы высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования является профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов по физической культуре и спорту. Тренеры, организационно-управленческие работники и другие специалисты в области физической культуры и спорта на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специально организованных методических занятиях или семинарах, систематически (через каждые 4-5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при высших специальных учебных заведениях), стажировку в сборной команде и др. В настоящее время переподготовку и стажировку на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования ежегодно проходят более 5 тыс. человек. Образовательные учреждения физической культуры и спорта решают в своих регионах не только задачи по подготовке и профессиональной переподготовке кадров, но и выполняют роль центров по научно-исследовательской, методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди населения.
Связь физического воспитания с другими формами воспитания личности
Физическое воспитание личности результативно в случае тесной взаимосвязи с другими видами воспитания:
- Умственным воспитанием – проявляется в двух формах:
- непосредственной – параллельно с развитием физических способностей детей развивается интеллект;
- опосредованной –умственное развитие детей разных возрастов на достаточном уровне невозможно без должной интенсивности физической активности.
В процессе физического воспитания основополагающими целями умственного воспитания выступает расширение базы знаний относительно специфических особенностей физических нагрузок, развитие умственных способностей на уровне со способностями к самоанализу или самовоспитанию. Средствами воспитания выступают занятия физкультурой, согласно нормам, в утвержденных программах физического воспитания, разработанных специально для общеобразовательных учреждений.
- Нравственным воспитанием – во время интенсивных тренировок, которые носят регулярный характер, вырабатывается сила воли, дисциплинированность, укрепляется стойкость организма, формируется моральный облик, которые впоследствии прямым образом отображаются на нравственном поведении, ведь дети развиваются не только физически, но и морально.
- Трудовым воспитанием – благодаря регулярным занятиям, во время которых дети преодолевают значительные нагрузки, развивается их целеустремленность, желание преодолеть любые трудности на своем пути (внешние или внутренние (например, нежелание)). Итогом таких занятий становится обретение элементарных трудовых навыков, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду.
- Эстетическим воспитанием – при выполнении физических упражнений формируется осанка и эстетически привлекательные формы телосложения, а закладывается понимание изящества и красоты, присущи многим видам спорта (к примеру, гимнастика).
Формирование личности в процессе физического воспитания ребенка
В результате комплексного подхода педагогического состава к воспитательному процессу, после окончания образовательного учреждения, бывшие ученики становятся всесторонне и гармонично развитыми личностями, обладающими основными навыками двигательной активности, а также другими качествами: ответственностью, целеустремленностью, силой воли, выносливостью.
Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе , поскольку от него зависят моральный облик, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. На педагогов (или тренеров) возлагается большая ответственность, ведь он должен грамотно скомбинировать основные методы воспитания личности (традиционные, инновационно-деятельностные, неформально межличностные, тренингово-игровые, рефлексивные) во время занятий физкультурой.