Принимаемые обязательства и принятые обязательства в чем разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принимаемые обязательства и принятые обязательства в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас актуальное значение имеют положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения. Должником в таком обязательстве является лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица (кредитора) и поэтому обязано возвратить последнему неосновательно полученное имущество. Кроме того, лицо, неосновательно получившее имущество, обязано возвратить или возместить все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества. На сумму неосновательного денежного обогащения начисляются проценты за пользование чужими средствами в размере средней ставки банковского процента, существующей в месте нахождения кредитора.
Как принимают лимиты БО
По сути, принять обязательство — значит отразить в учете и подкрепить сопроводительными документами. Принятие БО происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными, согласно действующему законодательству, государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (ч. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия бюджетного обязательства бюджетному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:
- контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
- авансовый отчет;
- расчетную ведомость;
- РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.
Данные следует отразить по соответствующим счетам аналитического учета счетов 502 11 ХХХ (где ХХХ – код экономической классификации) «Принятые обязательства на текущий финансовый год», 502 12 ХХХ «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».
Данные указываются в разрезе аналитических счетов, по которым отражены остатки в графах 11 и 12 Отчетов 0503128 и 0503728. Номера аналитических счетов указываются в графе 1 разделов.
В графах 3 и 4 необходимо указать даты возникновения неисполненного обязательства и исполнения обязательства в формате «ММ.ГГГГ».
В графах 5 и 6 необходимо указать ИНН, наименования контрагента. Обязательства перед физическими лицами или ИП указываются обобщено. При этом в графе 4 отражается значение «0000000000»
В графах 7 и 8 необходимо указать причину образования неисполненных обязательств с отражением кодов причины неисполнения.
Критерии определения показателей, подлежащих указанию в этих разделах (размер неисполненных обязательств, год возникновения, иные критерии), устанавливаются для казенных учреждений главным распорядителем бюджетных средств, для бюджетных и автономных – учредителем с учетом критериев, предусмотренных финансовым органом соответствующего бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.). – М.: ЮРИСТЪ, 2004. – 47 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г.);
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»
4. Определение СК Верховного Суда РФ от 17 февраля 1995 г. «Если лицо, не исполнившее обязательство, не докажет отсутствия своей вины в этом, оно несет имущественную ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором» (извлечение)
5. Определение СК Верховного Суда РФ от 28 октября 1996 г. «Решение суда о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата признано законным и обоснованным» (Извлечение)
6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 апреля 2002 г. N 222/02 После возбуждения дела о банкротстве прекращение денежного обязательства зачетом встречного однородного требования невозможно.
Список основной литературы:
[1]. Глотов А., Карчевский С. «Способы обеспечения кредитных обязательств юридических лиц» // Экономика и жизнь. 1996. — №27. – С. 56.
[2]. Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Грашаева. – М.: «Юристъ», 1998. – С. 53.
[3]. Никитин А.Ф. Политика и право. – М.: Просвещение, 1999. – С. 239.
[4]. Шершеневич Г. Ф. Учебник гражданского права. — М.: Спарк, 1995. – С. 108.
[5]. Комментарий к ГК РФ, части первой. / Ответственный редактор О.Н. Садиков. — М.: Инфра, 1997. – С. 52.
[6]. Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Грашаева. – М.: «Юристъ», 1998. – С. 67.
[7]. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999. – С. 428.
[8]. Комментарий к ГК РФ, части первой. / Ответственный редактор О.Н. Садиков. — М.: Инфра, 1997. – С. 356.
[9]. Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Грашаева. – М.: «Юристъ», 1998. – С. 159.
[10]. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999. – С. 289.
[11]. Глотов А., Карчевский С. «Способы обеспечения кредитных обязательств юридических лиц» // Экономика и жизнь. 1996. — №27. – С. 57.
[12]. Глотов А., Карчевский С. «Способы обеспечения кредитных обязательств юридических лиц» // Экономика и жизнь. 1996. — №27. – С. 58.
[13]. Римское право. Учебник / Под.ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. — М., 1996. – С. 297.
[14]. Мельников С.А. Курс гражданского процессуального права. Т.1. -М.: «Юридическая литература», 1998. – С. 229.
[15]. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999. – С. 29.
[16]. Гражданское право: Учебник. / Под ред. С.П. Грашаева. – М.: «Юристъ», 1998. – С 294.
[17]. Гражданское право. Том 1. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: Проспект. 2001. – С. 69.
[18]. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999. – С. 529.
[19]. Гражданское право / Под. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. — СПб, 1998. – С. 297.
[20]. Глотов А., Карчевский С. «Способы обеспечения кредитных обязательств юридических лиц» // Экономика и жизнь. 1996. — №27. – С. 59.
[21]. Комментарий к ГК РФ, части первой. / Ответственный редактор О.Н. Садиков. — М.: Инфра, 1997. – С. 133.
[22]. Гражданское право. Учебник. Часть первая. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1999. – С. 89.
[23]. Шершеневич Г. Ф. Учебник гражданского права. — М.: Спарк, 1995. – С. 56.
[24]. Собрание законодательства РФ, 2001, — № 3. – С. 892.
[25]. Римское право. Учебник / Под.ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. — М., 1996. – С. 56.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Что представляют собой бюджетные обязательства в бюджетном учреждении?
Ответ: Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.
Вопрос №2 какие бывают обязательства в бюджетных организациях?
Ответ: В бюджетных учреждениях выделяют большой список обязательств, выделим основные это: обязательство в виде заемных средств; обязательства перед работниками, бюджетом, покупателями, подрядчиками и т.д.
Вопрос №3 Кто должен санкционировать бюджетные расходы?
Ответ: Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.
Вопрос №4 что делать, если при выполнение обязательств по договору, сумма обязательств изменилась в большую сторону?
Ответ: Если сумма обязательств по договору увеличилась, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными ().
Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ » «). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по . Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).
В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ » » (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты «перерасходом», проверяйте наличие «свободных» ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже «заблокированы» (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»).
Подробнее о том, за какие правонарушения в бюджетной сфере могут привлечь к административной ответственности, узнайте из материала «Административные правонарушения в бюджетной сфере. Ответственность за их совершение» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет «частичное» отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно…
Дело в том, что срок принятия бюджетного обязательства в целях никак не увязан со сроком и суммой отражения бюджетного обязательства в бухучете и сроком представления сведений об обязательстве в казначейство. За неполное отражение данных на 500-х счетах выпишут отдельный штраф по , а за нарушение срока регистрации данных об обязательстве в казначействе – по . Напомню, что в настоящее время штрафуют только за нарушение порядка бухучета бюджетных обязательств, в планах – привлечение за нарушения в учете ЛБО, ассигнований и денежных обязательств .
Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по .
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).
Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по при формальном наличии на момент принятия обязательств «свободных» ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 «Оплата работ, услуг», 300 «Поступление нефинансовых активов»). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016)…
Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты «помимо воли» учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:
по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);
по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);
по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).
По первым двум позициям обязательство может возникнуть «автоматически», в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет «однолетний», воспользоваться этим советом не получится… Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет «трехлетним».
ОНЛАЙН-СЕМИНАР
Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.
Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по …
А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены (см., например, ).
Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно . Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток ().
Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).
ВНИМАНИЕ!
Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно ().
Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (). Нет вины – нет и ответственности.
Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно и надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.
, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
с изменениями от 28.09.2018
Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?
В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.
Можно ли принять БО сверх лимита
В законодательстве о бюджете разъясняется, когда принимаются расходные обязательства, — в течение всего отчетного периода. Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.
Контракты, заключаемые получателем БС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).
Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагается штраф в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).
Можно ли принять сверх лимита
Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.
Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).
Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).
За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.
Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.
Заказчику вменяется в обязанность определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), что регламентируется статьей 22 Закона о контрактной системе. Информация о НМЦК (а также об источнике финансового обеспечения закупок – для казенных учреждений это бюджетные средства) включается в извещение о закупке (статья 42 Закона о контрактной системе). Именно с момента размещения извещения в ЕИС (на официальном сайте) начинается процедура определения поставщиков конкурентными способами. Побеждает тот, кто предложит наименьшую цену услуг (работ). В рамках системы финансового контроля важно отследить процент экономии, достигнутый учреждением в ходе реализации плана закупок. То есть разницу (в сторону уменьшения) между ценами заключенных государственных (муниципальных) контрактов и НМЦК, указанных в извещениях о закупках. Именно для этого в Едином плане счетов и появился счет – 50207 «Принимаемые обязательства». На нем отражаются обязательства учреждения, принимаемые при определении поставщиков с использованием конкурентных способов закупок. Следует учесть, что счет 50207 не применяется при принятии обязательств, если закупка осуществляется у единственного поставщика, а также, если расходы не связаны с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о контрактной системе при формировании плана-графика обязательно должна быть обоснована начальная (максимальная) цена контракта.
Журнал учета принятых обязательств
Аналитический учет по принятым учреждением денежным обязательствам выполняется в «Журнале учета принятых обязательств» по видам расходов (выплатам), предусмотренным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в соответствии с пунктом 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.
Форма журнала 0504064 и привила ее заполнения регламентированы приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно ему, данная форма называется «Журнал регистрации обязательств».
В соответствии с Методическими указаниями по формированию регистров учета (пунктом 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н), «Журнал регистрации обязательств» используется для ведения учета по денежным обязательствам учреждения, принятым в текущем финансовом году.
В данной форме 0504064 обязательно указывается основание принятия денежного обязательства с вводом наименования, номера и даты документа, номера счета бухгалтерского учета, суммы, указанной в рублях, или в иностранной валюте, даты постановки обязательства на учет и даты его снятия с бухучета.
Чтобы сформировать в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» журнал по учету принятых обязательств, нужно использовать «Журнал регистрации обязательств». Он находится в меню «Бухгалтерский учет» — «Регламентированные регистры бухгалтерского учета» — «Журнал регистрации обязательств».
Сформированный отчет будет содержать: основание принятия ДО (с наименованием, датой и номером договора, контракта — элемента справочника «Договоры и иные основания для принятия обязательств»), номер счета бухучета, который отражает денежное обязательство, сумму ДО, дату его постановки на учет и дату его снятия с бухучета.
Суммой принятого денежного обязательства является сумма проведенных документов «Принятых денежных обязательств», которые зарегистрированы в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» в период формирования данного отчета.
Датой постановки на учет денежного обязательства является дата документа по принятому денежному обязательству.
В случае, когда по основанию для принятия денежного обязательства зарегистрировано больше одного документа ДО, например, на сумму окончательного расчета за выполненные или оказанные услуги, и на сумму аванса, то будет отражаться дата того документа, которое было первым по времени.
Датой снятия ДО с бухучета является дата кассового выбытия, то есть день, когда был проведен соответствующий документ (документы): «Заявка на кассовый расход», «Кассовое выбытие» или «Платежное поручение»
В строке «Примечание» проставляется дата и сумма документа по исполнению соответствующего ДО. Отметим, что программа может расшифровывать строки графы «Примечание». Для этого нужно выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши, после чего будет открыт соответствующий документ — «Платежное поручение», «Заявка на кассовый расход» или «Кассовое выбытие».
Что такое расходное обязательство в бюджете
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Учет обязательств в казенных учреждениях
Бухгалтерский учет бюджетных обязательств осуществляется получателями бюджетных средств в соответствии с положениями Инструкции 157н и Инструкции № 162н.
Согласно пункту 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.
В письме от 21.01.13 № 02-06-07/155 Минфин указывает, в каком объеме бюджетные обязательства подлежат отражению в учете:
- обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году отражаются в бюджетном учете в сумме заключенных контрактов, договоров;
Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 года, должны учитываться в составе обязательств текущего финансового года. То есть в 2013 году по счету 50201 могут учитываться принятые еще в прошедшем, 2012 году, бюджетные обязательства.
- обязательства по оплате труда — в объеме утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
- обязательства по выплате командировочных расходов (в том числе авансовых платежей) — в сумме начисленных обязательств (выплат);
- обязательства по уплате налогов, сборов, пошлин, взносов, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, — в сумме начисленных обязательств (платежей);
- обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им деятельности, а также по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году, — в сумме начисленных обязательств (выплат).
В отличие от бюджетных обязательств (то есть планируемых, ожидаемых расходов) денежное обязательство возникает в результате наступления условий, требующих выполнения от учреждения принятых на себя обязательств. Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств.
Отражение в бюджетном учете принятых денежных обязательств осуществляется в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н. По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».
Что такое бюджетные и денежные обязательства?
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).