Субсидии малому бизнесу от государства в 2023 году Республика Коми
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии малому бизнесу от государства в 2023 году Республика Коми». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.
Поддержка в виде грантов
Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.
В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.
В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.
Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».
Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.
На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.
Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП
Выделяются следующие виды помощи индивидуальным предпринимателям от государства в 2022 году и мер поддержки юрлицам:
- финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например по налогам;
- имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например в аренду;
- информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.
Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях санкций и возможного экономического кризиса.
Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:
- стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышение экономической активности;
- поощрение малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
- направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.
Субсидии от центра занятости
Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.
Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, отличается и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.
Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2022 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:
- нотариальные действия;
- услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
- государственные пошлины;
- первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.
Гранты и субсидии для предпринимателей от государства
Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.
В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ. Также подробную информацию можно получить в региональных центрах инфраструктуры МСП, их адреса есть на сайте «Мой бизнес».
Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:
-
Приобретение оборудования или его модернизацию.
-
Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.
-
Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.
-
Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.
Инфраструктура поддержки МСП
Ведение предпринимательской деятельности – дело сложное и затратное. С 2019 года в рамках национального проекта поддержки индивидуальных предпринимателей по всей стране открываются центры «Мой бизнес». Каждый центр объединяет в себе ряд объектов инфраструктуры поддержки МСП и предоставляет услуги в режиме «одного окна».
Перечень ведомств, коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса:
-
Министерство экономического развития,
-
Центры занятости населения,
-
Центры инфраструктуры МСП,
-
Региональные администрации муниципального образования,
-
Торгово-промышленная палата,
-
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса,
-
Фонд содействия инновациям,
-
Бизнес-инкубаторы,
-
Другие.
Почему могут отказать в выдаче субсидии
- Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
- Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
- Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
- Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.
Кто имеет право на субсидию от центра занятости
Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:
- Снижается количество безработных;
- Казна получает новые налоги и отчисления;
- Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.
Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.
Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?
- Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
- граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.
Условия субсидирование проектов Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы в рамках направления «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»
Участники |
предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в приоритетных секторах экономики, по перечню согласно Перечню приоритетных секторов экономики Проекты, реализуемые в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, осуществляются без отраслевых ограничений |
||
Отрасль | Без отраслевых ограничений – для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров | ||
Максимальная сумма кредитования |
Не может превышать 3 млрд. тенге для одного предпринимателя. В случае, если нескольким аффилированным предпринимателям предоставляется кредит для реализации одного бизнес-проекта, то данная сумма не может превышать 3 (три) млрд тенге. Сумма кредита/договора финансового лизинга с учетом всех действующих кредитов/лизинговых сделок по проектам в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, не может превышать 1,5 млрд тенге для одного предпринимателя. |
||
Размер субсидирования | Базовая ставка НБ РК + 5%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством | ||
Срок кредитования | 1. направленные на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования; 2. направленные на пополнение оборотных средств, составляет 3 года без права пролонгации срока субсидирования | ||
Рефинансирование | Подлежат кредиты/лизинговые сделки со сроком не более 2 лет с даты выдачи первого кредита/лизинга |
Условия гарантирования кредита в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы по направлению «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»
ГАРАНТИИ для начинающих предпринимателей | ГАРАНТИИ для действующих предпринимателей | |||
Максимальный размер гарантии: | до 85 % от кредита | до 50 % от кредита | ||
Максимальный размер кредита: | Max — 360 000 000 тенге | Max — 1 млрд. тенге | ||
Отрасль: | 1. для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах — без отраслевых ограничений 2. для проектов в городах республиканского значения/областных центров — в рамках приоритетных секторов экономики | |||
Цель кредитования: |
1. Инвестиции, приобретение основных средств; 2. Пополнение оборотных средств; 3. Кредит в рамках проекта в размере 100 % включительно направлен на пополнение оборотных средств не более 500 млн. тенге (за исключением проведения расчетов по оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением заявителем основной деятельности); 4. Рефинансирование. |
|||
Ставка по кредиту: | Базовая ставка вознаграждения, установленная Национальным Банком Республики Казахстан и увеличенная не более чем на 5%. | |||
Максимальный срок гарантии | не более срока кредита | |||
Обеспечение кредита, залоговой стоимостью от суммы кредита: | от 15% | от 50% | ||
Собственное участие в Проекте по кредитам свыше 500 млн.тенге: | на уровне не ниже 10% от общей стоимости реализации проекта собственных средств (денежных средств, движимого/недвижимого имущества), в том числе имуществом третьих лиц | |||
Срок рассмотрения: | по кредитам до 500 млн.тенге — до 5 рабочих дней; по кредитам свыше 500 млн.тенге — до 10 рабочих дней; |
Информация по подписанным проектам по субсидированию в разрезе регионов по состоянию на 01 октября 2022 года:
Регион
|
Кол-во проектов
|
Сумма кредита, млн. тенге |
Акмолинская область |
67 |
27,350 |
Актюбинская область |
77 |
39,798 |
Алматинская область |
80 |
134,289 |
Атырауская область |
35 |
24,238 |
Восточно-Казахстанская область |
60 |
43,951 |
г. Алматы |
113 |
183,998 |
г. Нур-Султан |
75 |
94,792 |
г. Шымкент |
82 |
80,427 |
Жамбылская область |
46 |
57,545 |
Западно-Казахстанская область |
53 |
29,759 |
Карагандинская область |
52 |
50,613 |
Костанайская область |
68 |
33,196 |
Кызылординская область |
37 |
4,547 |
Мангистауская область |
59 |
22,195 |
Павлодарская область |
40 |
58,419 |
Северо-Казахстанская область |
51 |
43,089 |
Туркестанская область |
59 |
34,739 |
итого:
|
1 054
|
962 943 |
Иногда центры занятости отказываются выделять субсидию на открытие своего дела. Причины могут быть самые разные:
- гражданина сняли с учета по безработице;
- заявитель не соответствует установленным требованиям;
- документы содержат недостоверные сведения или исправления, которые не подлежат однозначной трактовке;
- предприниматель не прошел этап защиты бизнес плана;
- проект не представляет интереса для региона: например, предполагает торговлю алкоголем;
- проект не отвечает требованиям: например, не обоснованы расчеты, не соблюдены технические требования, план не предполагает вложений собственных средств и пр.
Основания для отказа должны быть обоснованными.
Альтернативные виды поддержки предпринимателей
Будущие российские предприниматели могут представить проекты своего бизнеса не только на рассмотрение комиссии ЦЗН, но и альтернативным организациям, в том числе:
- Фонд поддержки малого предпринимательства или фонд СМП:
- Является государственным поручителем в указанной сфере;
- Участник должен пройти конкурс и получить одобрение;
- Победитель получает возможность оформить льготный займ в банке-партнере государственной программы;
- Оформление микрозайма в учреждении, относящемся к финансовой структуре государства:
- Льготные условия кредитования;
- Исключительно целевое использование средств;
- Сумма займа не превышает 3-х млн. рублей.
Самозанятых нужно поддерживать, им нужно давать возможность ещё больше проявиться в бизнесе и понять, что платить налоги легально – это не страшно, это легко и удобно. Кроме пенсий, нужны дополнительные меры по субсидированию предпринимательской деятельности самозанятых, например, специальные гранты или соцконтракты именно для самозанятых. Возможность заключить соцконтракт уже есть, но только для малоимущих. Сейчас только в статусе малоимущего можно получить субсидию на открытие своего бизнеса. Хотя, мне кажется, нужно расширить поддержку предпринимателей в этом направлении. Быть предпринимателем – это безумие и отвага. Человека, который готов решиться строить свой бизнес и взять на себя риск неудачи и потери нужно больше поддерживать законодательно и экономически. И не только малоимущих.
К категориям господдержки желательно отнести и тех начинающих предпринимателей, кто имеет квартиры и, возможно, имеет доход больше прожиточного минимума. Государство здесь получит прямую выгоду – чем больше у нас будет предпринимателей, тем больше доходов они принесут государству.
Также стоит подумать о том, чтобы разрешить самозанятым иметь работников, хотя бы до 5 человек – чтобы предприниматели в статусе самозанятого могли, например, официально выплачивать зарплату. Еще предлагаю расширить определение статуса самозанятого, чтобы самозанятый мог не только лично оказывать услуги, но и работать в других направлениях. Например, разрешить агентам и посредникам получать статус самозанятого. Многие агенты по недвижимости получают доход до 200 000 месяц и более. Почему сейчас самозанятые не могут перепродавать квартиры, машины или работать удалёнными менеджерами по продажам, как самостоятельно, так и на аутсорсинге?
Я предлагаю расширить количество категорий предпринимателей, которые смогут зарегистрировать статус самозанятого в посредничестве с доходом до 2,4 млн. руб. в год. К сожалению, зачем-то в законе это убрали. Также, считаю излишним запрет для самозанятых на перепродажу чужих товаров. Если доход будет до 2,4 млн. руб. в год, то какая разница, свой товар производится или чужой? Такую деятельность государство тоже может включить в статус самозанятого и получать налоги.
Ирина Муравьева, генеральный директор Академии правовых и финансовых советников.
Популярные вопросы и ответы
Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?
Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.
Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?
Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.
Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.
В проекте бюджета москвы на 2022-2024 годы предусмотрены средства на поддержку малого и среднего бизнеса и развитие цифровой инфраструктуры
Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Павел Дитятев рассказал депутатам об основных направлениях бюджетных расходов на предстоящие три года на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие цифровой среды в городе Москвы.
В проекте бюджета Москвы на 2022–2024 годы на поддержку субъектов МСП и популяризацию предпринимательской деятельности запланировано 34,6 млрд рублей, из них в 2022 году — 12,1 млрд рублей.
Средства предусмотрены в рамках реализации мероприятий трех государственных программ: «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», «Развитие цифровой среды и инноваций» и «Столичное образование».
На прямую финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в 2022 году планируется направить 4,2 млрд рублей. Предусмотрено выделение субсидий и грантов по программам обновления производственных фондов, поддержке лизинга и франчайзи, продвижения продукции, в том числе и на экспорт.
«Помимо широкого спектра программ прямой финансовой поддержки субъектов МСП в Москве реализуются проекты по развитию инфраструктуры для бизнеса.
В 2022 году в городском бюджете предусмотрено выделение 4,8 млрд рублей организациям, осуществляющим деятельность в сфере методологической, организационной и информационной поддержки бизнеса, помогающие продвижению товаров, работающие с инновационными компаниями», — отметил Павел Дитятев.
Следующее направление расходов — популяризация предпринимательской деятельности и профориентационная работа с молодежью. В 2022 году на эти цели планируется выделить 3 млрд рублей.
На проекты в области цифровизации на предстоящие три года будет направлено 299 млрд рублей, из них в 2022 году — 102 млрд рублей. Бóльшая часть средств предусмотрена в рамках государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций».
«В 2022 году 24,7 млрд рублей планируется выделить на повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий.
Приоритетным направлением является повышение степени цифровизации столичного здравоохранения. На эти цели направляется 6,7 млрд рублей.
Еще 2,8 млрд рублей предназначено на развитие цифровых сервисов в сфере образования.
На развитие и совершенствование информационной системы управления городским хозяйством в будущем году будет направлено 3,5 млрд рублей. Средства позволят, в том числе повысить эффективность использования коммунальной техники за счет внедрения технологий геолокации», — рассказал Павел Дитятев.
Продолжатся закупки современной вычислительной техники. В 2022 году на эти цели выделяется 12,5 млрд рублей, из них 4,1 млрд рублей образовательным организациям города Москвы, 2,1 млрд рублей — больницам и поликлиникам.
Почти 7 млрд рублей будет направлено на развитие городской сети wi-fi и улучшение качества предоставления бесплатного доступа в интернет для москвичей, а также доступ в сеть органам исполнительной власти Москвы.
На повышение доступности и качества городских цифровых услуг в следующем году планируется выделить 7,9 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие общегородской информационной платформы электронных услуг и сервисов. На обеспечение безопасности данных и защиту от несанкционированного доступа к московской цифровой инфраструктуре запланировано 2,1 млрд рублей.